Когда после первого тура голосования на выборах президента и парламента Арцаха ситуация повисла на записанных на кандидата в президенты Араика Арутюняна злополучных 49.2% голосах, решающее значение для дальнейшего развития процессов приобрела позиция премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Попытка последнего в опережающем темпе оценить выборы как блестящие, вызвала недоумение у широких слоев общественности. Успех кандидата, воспринимаемого почти всеми как олигарха, мало для кого мог быть признаком революционных изменений. Тем более, когда, финансируемые правительством Армении наблюдатели указали не только на многочисленные грубые нарушения, но и на откровенные преступления полиции, сфальсифицировавшей избирательные списки.
Было ожидаемо, что со многих мест премьеру Армении будут заданы вопросы и выдвинуты требования пояснить свою позицию. Премьер подвергся резкой критике со стороны многих своих сторонников в Армении. Но, большой резонанс вызвало обращение участников митинга протеста в Степанакерте к Пашиняну с требованием разъяснить народу свои оценки, в частности, по части соответствия выборных процессов в Арцахе идеалам бархатной революции. И тут фантазия премьера иссякла. На своей онлайн-пресс-конференции он заявил, что «в Арцахе революции не было, но и контрреволюции не было, а так называемые контрреволюционные силы по итогам выборов потерпели поражение».
Видимо, Пашинян имел в виду, что жесткие сторонники прежних властей в лице Виталия Баласанянане добились успеха, а в первенство вышла лояльная к властям Армении политическая сила. То есть, революционные ценности им были разменяны на лояльность новых властей Арцаха к себе. Приоритет был отдан политической целесообразности. А это взорвало ситуацию. Символичными стали слова кандидата в президенты Арцаха Кристин Балаян: «революция в Арцахе потерпела поражение именно по вине Никола Пашиняна». Так оно и есть – точнее выразиться невозможно.
Однако, в армянской политической жизни объективно произошла глубинная трансформация. Внутриполитическая полемика вышла из плоскости «черное-белое» и обрела идейный характер. В центр внимания вышла проблема идейного качества «революционных» властей Армении. Появился императив идейного выбора армянского общества. Власти Армении недооценили идейный потенциал общества, тем самым, поневоле загнав себя в «серое» поле. Уже заметно, что отныне, их противником станет новая революционная волна, на этот раз по дуге «Степанакерт-Ереван».
Читайте также
Автор — Манвел Саргсян, директор Армянского Центра национальных и международных исследований (ACNIS)