На память снова приходит расхваленное Кочаряном скандальное соглашение «Имущество взамен долга»
Начало — ЗДЕСЬ
Итак, «Газпром Армения» обратилась в Комиссию по регулированию общественных услуг с просьбой пересмотреть тарифы на природный газ, поставляемый потребителям, предложив установить единый тариф для всех потребителей в размере 283 долларов за тысячу кубометров. Текущий усредненный тариф составляет 255 долларов. Предложение «Газпрома» предполагает примерно 35-процентное подорожание для социально незащищенных слоев населения, получающих пособия, а также для тепличных хозяйств и небольших перерабатывающих компаний, и удешевление примерно на 2 процента для жителей, не включенных в списки получателей пособий. У Комиссии по регулированию общественных услуг есть 80 дней для рассмотрения заявки «Газпром Армения».
«Газпром Армения» предложила установить единый тариф на газ для всех потребителей, повысив текущую усредненную цену на газ примерно на 11 процентов. Власти Армении в настоящее время обращаются к этой теме на разных уровнях. Газета «Айкакан жаманак» на днях поинтересовалась у вице-премьера РА Мгера Григоряна, какие сценарии возможны в этом случае, нет ли противоречия между обращением с просьбой к «Газпрому» о снижении цены на газ на границе и заявкой «Газпром Армении» о повышении тарифа. «Следует отметить, что в настоящее время существует пять групп потребителей, для которых установлены разные тарифы. Средневзвешенный тариф для этих пяти групп потребителей в настоящее время составляет 255 долларов, заявкой предлагается установить его на уровне 283 долларов. В соответствии с предложением, представленном в заявке, для одних групп населения газ станет дешевле, для других – дороже», – отметил Григорян в своем ответе газете.
Читайте также
По его словам, все эти расчеты исходят из цены на газ на границе в размере $ 165, плюс маржи компании (разница между ценой покупки и продажи, – ред.), сумма которой должна быть обсуждена и одобрена КРОУ, если она посчитает это обоснованным. Заместитель премьер-министра подчеркнул, что на основе средней цены, сформированной в результате обоснования, КРОУ установит тарифы для разных групп потребителей.
По его словам, любое снижение цены границы приведет к автоматическому и соответственно снижению тарифа. «Приведу пример. Если КРОУ посчитает, что заявка обоснована, и средняя цена должна возрасти с 255 до 283 долларов, то есть, подорожать на 28 долларов, и в то же время, если нам удастся снизить цену на границе со 165 до 142 долларов, то есть, примерно на 23 доллара (ожидаемое повышение цены на 28 долларов без НДС), то тариф не изменится. Я думаю, что мы должны приложить усилия для снижения цены на границе, а КРОУ в установленные сроки тщательно оценить обоснованность размера запрашиваемой дополнительной маржи», – сказал вице-премьер.
По мнению председателя НС РА Арарата Мирзояна, «Газпром Армения» выбрал самое неурочное время для обращения с заявкой о повышении цены на газ для потребителей с 1 июля. «Я думаю, что пандемия коронавируса должна была заставить наших партнеров из «Газпрома» пересмотреть сроки предложения. Я не думаю, что это лучшее время для такого предложения. Я не знаком детально с вопросом, но моя оценка такова. Уверен, что наши коллеги из правительства, ответственные лица ведут переговоры с «Газпромом» для того, чтобы найти оптимальное решение», – отметил Мирзоян.
Политические силы считают, что если заявка будет удовлетворена, это будет иметь катастрофические последствия для экономики Армении, особенно теперь, когда было бы более логичным, если бы цены на газ снизились и не повысились, поскольку на мировом рынке фиксируется падение цен на нефть и газ.
В настоящее время правительство Армении ожидают переговоры с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Но всем, однако, ясно, что это политический вопрос, особенно сегодня, один из важнейших вопросов армяно-российских отношений.
Премьер-министр Никол Пашинян 6 апреля в ходе прямой трансляции в Фейсбук заявил: «К сожалению, цена на газ всегда или очень часто становилась предметом политических спекуляций или политических манипуляций, прежде всего, со стороны правительства Армении». По его словам, это является следствием бесперспективной, неэкономической политики, проводимой предыдущими правительствами: «Сегодня у нас проблема с эффективностью работы газовой системы. И мы должны решить эти проблемы, если мы хотим иметь эффективную газовую систему».
Никол Пашинян напомнил, что правительство Армении предложило «Газпрому» начать переговоры о снижении цены на газ: «Сегодня у меня состоялся телефонный разговор с президентом Российской Федерации Путиным, и мы обсуждали этот вопрос. Я сказал, что с учетом этой кризисной ситуации, и как с гуманитарной, так и экономической точки зрения, мы сможем обсудить этот вопрос и прийти к общему знаменателю, и я ожидаю, что президент РФ вмешается в этот процесс, чтобы мы могли принять решение по заявке «Газпром-Армения». Поскольку, на самом деле, ни общественность, ни правительство не понимают, что такое решение может быть принято в этой кризисной ситуации».
Конечно, решение о продаже России важных стратегических систем нынешние власти унаследовали от своих предшественников, но сегодня ответственность за результаты дальнейших армяно-российских переговоров будет нести нынешнее правительство, и здесь следует отметить, что наносить ущерб армяно-российским отношения из-за цен на газ, безусловно, также будет недальновидной политикой.
Наряду со всем этим, конечно, мы не должны забывать историю того, как получилось, что сегодня Армения, так сказать, вынуждена подчиняться российской политике.
С 1997 года, когда был создан «АрмРосГазпром», Армении принадлежало 45% акций этой компании, остальные 45% принадлежали «Газпрому» и 10% другой российской компании «Итера». «Итера» продала свою долю «Газпрому». Свою долю «Газпрому» также продало и правительство Армении. Этот процесс начался во времена правления второго президента Роберта Кочаряна.
В частности, в 2003 году Армения и Россия подписали скандальный договор «Имущество взамен долга», по которому к РФ за долг в 100 миллионов долларов перешли несколько энергетических и других стратегических объектов. Кстати, Роберт Кочарян посчитал это соглашение одной из самых успешных и выгодных сделок для Армении.
Кстати, процесс передачи важных объектов, имеющих стратегическое значение для России, продолжался и при дальнейшем правлении Кочаряна. Так, в 2005 году, когда газопровод Иран-Армения еще только строился, российские официальные лица не скрывали своей озабоченности, отмечая, что он может представлять серьезную угрозу для стратегических интересов России, и что через этот газопровод Иран может экспортировать через Армению газ в Европу.
И в этом случае правительство Армении пошло на очередную уступку. Диаметр газопровода на армяно-иранской границе был уменьшен до 715 мм, тогда как на иранском участке диаметр газопровода составляет 1,5 метра. Затем через несколько лет «Газпром» приобрел акции газопровода Иран-Армения и стал его единственным владельцем, а Армения была лишена возможности транспортировать газ через свою территорию в Европу.
Помимо энергетических стратегических объектов, Роберт Кочарян также передал России и другие объекты. Даже перед самым своим уходом, в феврале 2008 года, он передал России в концессионное управление на 30 лет Армянскую железную дорогу.
Начало — ЗДЕСЬ
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
10.04.2020г