В Арцахе завершился избирательный марафон, избраны новый президент, новое Национальное Собрание, и вырисовываются новые реалии. Жаркая предвыборная борьба уже в прошлом, и все сказанное за эти дни успело потерять свою важность.
Сегодня намного важнее, что нужно сделать в ближайшее время, что не нужно делать ни в коем случае, учитывая эти вырисовавшиеся реалии.
Результаты известны, они признаны в Арцахе и Армении, со стороны международного сообщества приняты к сведению, независимо от отношения к ним (это, в свою очередь, предмет отдельного рассмотрения).
Завершение выборов совпало с кризисом, обусловленным эпидемией, за выход Арцаха из него главным ответственным является новый президент Араик Арутюнян. И это задача не только Арцаха, но и национальной безопасности Армении, что предполагает совершенно другой уровень ответственности.
Читайте также
Несколько важных констатаций последовали в течение последнего месяца, которые стали важными составляющими вырисовавшихся реалий. Прежде всего то, что в Арцахе, тем не менее, революции не произошло, выборы были «не идеальными», и что там «много чего еще нужно сделать». Это констатации со стороны официального Еревана. Вместе с тем, нужно повторить, что одним из важнейших результатов выборов в Арцахе стал кризис доверия, обусловленный вышеотмеченными обстоятельствами, и он может быть разрешен в той мере, в которой это «много чего нужно сделать» перейдет в действия и приведут к определенным развязкам.
Конечно, Республика Армения и Республика Арцах, будучи двумя государственностями на нашей единой Родине, из которых признана пока только одна, тем самым находятся в разных реалиях. Однако, интересы национальной безопасности и политическая ответственность диктуют несколько важных решений, участником которых неизбежно должно стать новоизбранное руководство Арцаха, и в первую очередь – президент.
Очевидно, пока переговорный процесс не привел к де-юре признанию Арцаха со стороны международного сообщества в качестве субъекта вне состава Азербайджана, в отношении которого Азербайджан не имеет и не может иметь никаких прав, нет смысла в данный момент обсуждать идею Миацума-Объединения де-юре, поскольку это напрямую ведет нас на неприемлемую плоскость «Крымнаш», как и бессмысленно обсуждать «идеи», которые якобы являются «противовесом» этому, которые неизбежно ведут нас на не менее неприемлемую плоскость, где уже находятся Абхазия, Ю.Осетия, Приднестровье или сформированные на территории Украины бандитские формирования. В этом смысле мы уже давно отдали предпочтение исходящему из реалий самому оптимальному и гибкому варианту, ведя переговоры в формате тройного председательства Минской Группы ОБСЕ, сколько бы «наш стратегический союзник» или наши противники ни пытались выбить нас из этой плоскости и впихнуть под свою «крышу».
Однако, императив еще большего укрепления наших позиций и новых реалий диктует, чтобы Армения и Арцах в плане системы ценностей, внутриполитических стандартов, границ дозволенного-недозволенного находились на одной и той же плоскости. А это прежде всего означает, что в Арцахе, где, как уже констатировалось, революции не произошло, действительно многое предстоит сделать, и ответственным за это является новоизбранное руководство Арцаха и в первую очередь – президент Араик Арутюнян.
Конечно, чрезвычайно важно, тем более в нынешней кризисной ситуации, сколько гектаров садов будет посажено и сколько гектаров полей будет засеяно, какой объем энергомощностей и сколько километров дорог будет построено, какой объем производственных мощностей будет создан, какие социальные программы будут осуществлены, и несомненно, что это просто жизненная необходимость. Это необходимо, но ни в коей мере не достаточно.
В Арцахе президентское правление, и должность президента прежде всего политическая. И это не менее, если не более важно, какая политическая модель сформируется в результате проводимой политики. В этом смысле Арцах не может быть на иной плоскости с Арменией, ссылаясь на то, что мы в разных реалиях. Не может быть рационального объяснения тому, почему в Арцахе не должны действовать те же законы, что и в Армении, касательно свободных, справедливых и прозрачных выборов, борьбы с коррупцией, эффективного разделения бизнеса и политики, создания независимых судов, правосудия и прав человека, транспарентности бизнеса и политики, укоренения демократических стандартов политической и экономической деятельности и декриминализации всех сфер жизни.
То есть, императивом дня является полная гармонизация повесток реформ в Армении и в Арцахе, полная интеграция систем и подсистем. И возглавляемая новоизбранным президентом Араиком Арутюняном партия «Свободная Родина», бесспорно доминирующая в парламенте, является главным ответственным за эту масштабную законодательную работу.
Предстоящие недели покажут, насколько господин Араик Арутюнян и возглавляемая им партия будут созвучны этим императивам и насколько способны взять на себя эту миссию. Однако, необходимо констатировать, что альтернативы просто не существует. Альтернатива этому будет означать разрыв с Арменией, создание опасных «зазоров», куда попытаются просочиться наши «друзья» в лице своих шарлатанствующих эмиссаров, которые еще до недавнего времени пытались внушить арцахцам, что они «немного другие армяне», «немного лучшие армяне», «не похожи на армян Армении» и другими токсичными нарративами обеспечить себе «плацдарм», чтобы превратить Арцах в логово для криминального реванша. Да, их замыслы на данном этапе сорвались.
Выборы завершились, но это чрезвычайно важный старт нового внутриполитического процесса в Арцахе, процесса, исход которого предопределит степень прочности наших международных позиций в посткоронавирусном мире. А на текущий момент «стакан» полон наполовину или пуст наполовину – это уже вопрос пристрастий и восприятия.
Здоровья всем, в добрый путь и за дело. И да поможет нам Бог.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
21.04.2020г