ACNIS. 21 апреля ЦИК Арцаха объявил Араика Арутюняна избранным президентом Арцаха. Никакого особого интереса в обществе это не вызвало – страсти вокруг персоны Арутюняна иссякли уже в период второго тура, который большинство избирателей попросту бойкотировали. По крайней мере, явка избирателей была очень низкой в сравнении с первым туром. Видимо, значение сыграл призыв кандидата в президенты Масиса Маиляна к избирателям не идти на избирательные участки из-за угрозы коронавируса. Но, возможно, значение сыграл и фактор недоверия к выборам – итоги первого тура вызвали большую озабоченность у многих. Так или иначе, в Арцахе царит разочарование. Даже команда нового президента ведет себя как-то растерянно. Ситуация очень непривычная.
Впервые с 1991 года, в результате бархатной революции в Армении, у народа Арцаха появилась возможность формирования власти путем свободных выборов. Однако, прошедшие общегосударственные выборы с.г. показали, что общество и действующие власти Арцаха были не готовы к проведению таких выборов. Машина подкупа и фальсификации выборов проявила свою эффективность. Никакого желания отказаться от прежних методов проведения выборов не проявилось ни у избирательных комиссий, ни у значительного количества избирателей. Этим воспользовались действующие власти, обеспечив себе возможности для сохранения властных позиций. Признание руководством Армении итогов прошедших выборов законсервировало внутреннее состояние Арцаха.
В то же время, события двух последних лет свидетельствуют о том, что функционировавшая в Арцахе система государственного управления потеряла прежние ресурсы и дала сбой. В первую очередь, это касается степени эффективности репрессивной машины, ресурс которой значительно иссяк, потеряв поддержку властей Армении. Одновременно, репрессивная машина натолкнулась на возросшее внутреннее сопротивление общества Арцаха. Былую атмосферу страха, являющуюся главным ресурсом репрессивной машины, восстановить уже невозможно.
Вторым обстоятельством является значительная девальвация традиционных провластных партий, а также, прошедших в парламент Арцаха политических сил. Новые власти потеряли ресурс доверия. Фактически, в процессе выборов произошло банкротство власти – минимальная стабильность обеспечивается лишь формальной поддержкой властей Армении. Нигилистическое отношение значительного количества граждан к политической элите заметно воочию.
Читайте также
В период предвыборной кампании проявил себя факт становления радикальной оппозиции в лице новой Революционной партии Арцаха. Это стало неожиданностью для многих, поскольку, в качестве оппозиции до этого рассматривались партии двух отставных генералов – Виталия Баласаняна и Самвела Бабаяна. Но, по итогам выборов оказалось, что Бабаян никакой оппозиционности не проявляет, а Баласанян вовсе ушел в тень. Соответственно, можно утверждать, что поле для становления новых политических сил в стране открыто. Пока же, хозяином положения продолжает оставаться коронавирус, диктующий свою волю, и обществу, и политикам.
Автор — Манвел Саргсян, директор Армянского Центра национальных и международных исследований (ACNIS), Ереван