Лента новостей
Новости дня

Степанакерт взял тяжкое бремя на себя

01 мая,2020 21:26

Как в 2016 году после апрельской войны, так и сейчас Алиев должен жаловаться, что «на Азербайджан оказывается давление с целью признания Арцаха»

После известных заявлений министра иностранных дел России Сергея Лаврова, когда Москва обнародовала некоторые детали урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта и после ответа министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна, можно констатировать один очевидный факт: Москва и Баку любой ценой будут продвигать поэтапный вариант урегулирования.

Почему так получилось, на эту тему уже много было сказано и написано. Теперь императив номер один для армянской стороны – изменить атмосферу вокруг урегулирования, чтобы изменить ее в пользу армянской стороны. Есть ли такой план или разрабатывается ли он? Ссылаясь на официальные публичные заявления Еревана, Баку теперь представляет армянскую сторону в качестве стороны, интенсивно подрывающей переговорный процесс, возможности для чего в последние годы у него не только не было, но и выходило так, что неконструктивным оказывался именно Азербайджан. Безвыходность Алиева доходила даже до того, что однажды он публично выразил недовольство посредниками, что они принуждают Азербайджан признать Нагорный Карабах.

Напомним, что в 2016 году, спустя шесть месяцев после апрельской войны, в октябре, президент Азербайджана Ильхам Алиев публично пожаловался: «На нас за закрытыми дверями оказывается давление с целью принудить к соглашению на признание независимости Нагорного Карабаха. Мы не раскрываем многие детали, так как существуют дипломатические правила».

Теперь, когда официальный Ереван в течение последних двух лет за переговорный процесс отвечает, считая, что армяно-азербайджанские встречи являются как консультациями, так и обсуждениями, обязан изменить атмосферу, чтобы воинствующая сегодня армянской стороне не навязывала варианты урегулирования сторона, пропагандирующая армянофобию и несущая главную ответственность за развязывание войны. Другими словами, отказаться от поэтапного варианта и вернуть Азербайджан к состоянию после войны 2016 года.

После заявления Лаврова и комментария МИД России, четкая позиция по урегулированию немедленно прозвучала из Степанакерта. На помощь официальному Еревану, похоже, пришел Арцах.

Победивший на президентских выборах в Арцахе Араик Арутюнян подтвердил свою принципиальную позицию относительно конфликта, заключающуюся в том, что эффективное решение не может быть достигнуто без полного и полного участия официального Степанакерта.

«Как избранный Президент Республики Арцах, я заявляю:

  1. Власти Республики Арцах должны на полноценных и полноправных основаниях участвовать во всех этапах процесса мирного и окончательного урегулирования конфликта.
  2. Безопасность народа Арцаха ни в коем случае не может быть поставлена под угрозу или подвергаться торгу.
  3. Без первоочередного признания права народа Арцаха на самоопределение какой-либо вариант урегулирования конфликта не может стать предметом содержательного обсуждения между сторонами.
  4. С четкими гарантиями должны быть исключены попытки применения силы и угрозы силой в процессе урегулирования конфликта, поскольку армянский и азербайджанский народы достойны того, чтобы жить в мире, иначе Республика Арцах готова будет нанести несоразмерный контрудар наступающему Азербайджану, также переместив военные действия на его территорию.
  5. В любом варианте урегулирования конфликта исключаются односторонние уступки или несоразмерные и неадекватные компромиссы со стороны властей Арцаха.
  6. В процессе урегулирования конфликта и в смежных с ним процессах армянские беженцы и внутренне перемещенные лица должны иметь равноправную вовлеченность – вместе с азербайджанскими беженцами и внутренне перемещенными лицами, а их проблемы должны получать аналогичные и одновременные решения.
  7. Международное сообщество (в первую очередь, ОБСЕ и страны-сопредседатели) должно исключить нарушения и ограничения прав жителей Арцаха, обусловленные конфликтом и международным статусом Республики Арцах, в том числе фактическую изоляцию от международных гуманитарных программ и касающихся прав человека, которую Азербайджан пытается применить, по меньшей мере, как средство давления – вопреки общеизвестным принципам международного права».

В ответ на комментарий Сергея Лаврова по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта председатель НС НКР Ашот Гулян заявил, что в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта предпринимаются настойчивые усилия для восстановления очередного тупикового поэтапного варианта.

«Действительно, упомянутые все четыре резолюции Советом Безопасности ООН были приняты в 1993 году во время войны. В этих резолюциях в качестве приоритетного и наиболее важного условия было требование полного прекращения военных действий, разблокирования коммуникации и перехода к переговорам. Выполнила ли другая сторона конфликта – Баку, главное условие резолюций? Если бы выполнила, война не продолжалась бы до мая 1994 года, когда азербайджанская сторона вынуждена была подписать трехстороннее соглашение «О прекращении огня» между Ереваном, Баку и Степанакертом, а в феврале 1995 года соглашение «Об укреплении прекращении огня». Необходимо подчеркнуть, что эти два соглашения являются исключительными документами, подписанными в ходе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, которые, еще раз подчеркнем, были достигнуты в трехстороннем формате.

После этого было обсуждено много вариантов урегулирования, которые были отвергнуты либо Баку, либо Степанакертом и остались на бумаге. Я хочу обратить особое внимание на тот факт, что проект урегулирования, отклоненный официальным Степанакертом (октябрь 1997 года), впоследствии был назван поэтапным вариантом. Даже если мы попытаемся понять последовательные усилия сопредседателей по поиску новых путей урегулирования, очень жаль, что в результате этих поисков они достигли концепции, отвергнутой 23 года назад. Какие бы предложения не были разработаны сопредседателями Минской группы ОБСЕ и как бы они не назывались – Лиссабонские, Ки-Уэстские, Мадридские, Казанские или иные, для Арцаха будут неприемлемы все варианты, которые будут разработаны и обсуждены без непосредственного участия основной стороны конфликта – Республики Арцах. А последнее заявление о том, что на переговорном столе лежит пошаговый план урегулирования, еще раз убеждает Степанакерт в том, что участие Арцаха в переговорах обязательно, причем на всех этапах переговорного процесса».

В свою очередь глава МИД НКР Масис Маилян подчеркнул, что власти Республики Арцах неоднократно заявляли, что власти Республики Арцах неоднократно заявляли, что в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта руководствуются двумя наивысшими для народа Арцаха ценностями – независимостью и безопасностью. «Для Арцаха неприемлемы любые предложения, которые могут хоть в малейшей степени угрожать этим ценностям. Народ Арцаха реализовал свое неотъемлемое право на самоопределение на референдуме о независимости в 1991 году и в последующем, по крайней мере, дважды выражал свою волю на референдумах по принятию Конституции в 2006 и 2017 годах. Власти и общество Арцаха сохраняют приверженность избранному пути и будут и далее прилагать последовательные усилия для укрепления и развития своего независимого и демократического государства, которое своей ответственной политикой играет стабилизирующую роль в регионе. Попытки игнорировать существующую реальность лишь отдаляют перспективы окончательного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, которое непременно должно основываться на признании факта реализации народом Арцаха права на самоопределение».

Маилян отметил бесперспективность поиска возможных путей разрешения проблемы на основе территориальных уступок арцахской стороны, так как азербайджано-карабахский конфликт не является территориальным спором: «Что касается территориальных уступок, то это прямой путь к разрушению системы безопасности не только Республики Арцах, но и Республики Армения, и в этом случае под угрозу будет поставлено само существование коренного населения на своей исторической родине». Министр иностранных дел НКР также подчеркнул, что единственный реальный результат в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта зафиксирован в трехстороннем, а не двустороннем формате, в бессрочном соглашении о прекращении огня от 12 мая 1994 года: «Мы убеждены, что интересы народа Арцаха в переговорном процессе должны представлять официальные лица Республики Арцах, имеющие соответствующий мандат от народа».

Затем, перейдя к предложениям, высказанным Лавровым, Маилян напомнил, что сразу после публикации основных элементов «Мадридских принципов», 15 июля 2009 года, МИД Республики Арцах сразу же выступил с заявлением, призвав заинтересованных в мирном урегулировании акторов не допустить нарушения статус-кво в регионе, вызванного форсированием переговорного процесса на основе предлагаемой формулы урегулирования. Что касается рассматриваемых на данном этапе вопросов, то стороны не обсуждают конкретный план урегулирования. Это означает, что на столе нет и так называемых Мадридских или других предложений. Очевидно, что наиболее актуальными сейчас проблемами являются укрепление режима прекращения огня, внедрение механизма снижения рисков на линии соприкосновения вооруженных сил, реализация мер укрепления доверия. В рамках именно этих вопросов проходят обсуждения на встречах министров иностранных дел Армении и Азербайджана, о чем свидетельствуют также заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ. На тот факт, что конкретный план урегулирования не обсуждается, указывают также и заявления официального Баку, который неоднократно сетовал на отсутствие предметных переговоров».

Следует отметить, что на заявление министра иностранных дел Республики Армения Зограба Мнацаканяна отреагировал помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, посетовав, что «Армения своими заявлениями срывает переговорный процесс».

Также отметим, что Москва настойчиво подтверждает позицию Лаврова своим ответом 24 апреля на запрос азербайджанского информационного агентства «Trend»: «Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, наша позиция неоднократно выражалась в совместных заявлениях высшего руководства России, США и Франции. Она основана на основных принципах Хельсинкского заключительного акта, включая принципы неприменения силы, территориальной целостности и права на самоопределение. В число элементов урегулирования, содержащихся в этих заявлениях, входит возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха, а также определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха волеизъявлением народа. Что касается документов и предложений, которые обсуждались и обсуждаются, то они были перечислены министром иностранных дел России Сергеем Лавровым».

Добавим также, что на прошлой неделе в ответ на вопрос российского «Коммерсанта» МИД РА фактически опроверг слова Лаврова, заявив: «Армянские стороны не приемлют любой вариант урегулирования, который не предусматривает реализацию права Арцаха на самоопределение без каких-либо ограничений и который может поставить под угрозу безопасность арцахского народа. Для Армении неприемлемы предложения, подразумевающие поэтапный вариант урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, которые были представлены еще до 2018 года. Более того, с 2018 года Армения не ведет переговоров на базе поэтапного урегулирования. Армения имеет ясное видение сбалансированных, основанных на компромиссах и соразмерности обязательств подходов, которые могут привести к справедливому и устойчивому урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта».

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»,
29.04.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать