Правительство также определило стратегию реформирования Службы национальной безопасности. Об этом премьер-министр Никол Пашинян объявил в парламенте в ходе часа вопросов правительству. В частности, по его словам, в результате предстоящих реформ СНБ полностью изменит свое функциональное назначение. В частности, будут полностью выведены следственные и антикоррупционные функции. СНБ будет заниматься только контрразведкой, борьбой с терроризмом и безопасностью, а также защитой конституционного порядка. «То есть внешней и внутренней безопасностью», – сказал премьер-министр. По словам Пашиняна, должна быть создана служба разведки, поскольку разведка не должна входить в функции СНБ.
Правозащитник Вардан Арутюнян, который постоянно высказывался о необходимости реформы СНБ, рад, что правительство наконец-таки склонилось к необходимости реформировать Службу национальной безопасности, но, по его словам, слишком рано четко говорить и обсуждать, что будут представлять собой реформы. По словам Арутюняна, должны быть озвучены более четкие формулировки.
А также должны быть указаны сроки. Сколько времени потребуется для реформы данной структуры или полиции – 1 год, 2 года, 10 лет? «Это важно знать! То, что СНБ, наконец-таки, должно стать настоящей Службой национальной безопасности и окончательно разорвать свои, не делающие чести, связи с КГБ, НКВД и ЧК – известно уже давно, еще с 1990-х годов. К сожалению, наши власти в свое время не пошли по этому, единственно правильному пути. В результате у нас есть СНБ, которое наделено функциями КГБ и представляет себя в качестве КГБ», – сказал правозащитник в интервью «Жаманак».
Арутюнян считает позитивным тот факт, что следственные и антикоррупционные функции будут полностью выведены за рамки функций Службы национальной безопасности, поскольку они являются функциями, которыми должны заниматься другие структуры, и, по сути, занимаются. Речь идет о полиции и следственных органах. «Они будут бороться с коррупцией не хуже, и не хуже СНБ будут выполнять следственные функции. Передача таких функций СНБ в течение многих лет оставалось непонятным», – сказал Арутюнян, добавив, что идея об отдельной разведывательной структуре вне СНБ также является позитивной.
Читайте также
«Заявление премьер-министра о том, что СНБ будет заниматься только контрразведкой, борьбой с терроризмом и защитой конституционного порядка, является логичным и отрадным. Но следует уточнить, что мы подразумеваем под защитой конституционного строя. Не является ли нынешняя структура той, что занимались политическими преследованиями в течение 20 лет, которая была удобным и послушным инструментом в руках властей в борьбе с оппозицией, не 5-ое ли это управление советских лет, которое занималось политическими преследованиями? Или это новая структура, сути которой чужды и неприемлемы политические преследования?», – вопрошает в заключение беседы правозащитник.
Сона АРУТЮНЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»