Внутренние и внешние события последних недель вынудили официальный Ереван называть вещи своими именами и в открытой форме наметить те «красные линии», которые не только мы не перейдем, но и не позволим, чтобы пересекали другие, сколько бы они к этому ни стремились, ссылаясь либо на далекое прошлое, либо какие-то «принципы», связанные с далекими местами – от Казани до Мадрида, скрываясь за «поэтапно-пакетной» дымовой завесой.
Конечно, нет смысла разворачивать заумные прогнозы, что будет в процессе Карабахского урегулирования и в армяно-российских отношениях завтра, через неделю, через месяц или через год, в конце концов может быть все что угодно, и Ереван должен быть готов к развитиям в любом направлении, однако, очевидно, чего точно не будет.
Заявления главы МИД России о цене на газ, об уголовных делах в российских компаниях в Армении и урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, окрылив Баку, стали еще и отмашкой, чтобы режим Алиева попытался на дипломатическом поле атаковать Армению и Арцах. Параллельно с этим, окрылив разные местные партии, политизированные группы влияния, сетевых активистов, СМИ и «СМИ», заявления Лаврова дали старт атаке и внутри Армении. Причем, эта кампания с довольно прозрачными мотивами была настолько топорной, что превратилась в своего рода «самолюстрацию»: четко вырисовался круг определенных субъектов, который «верит» господину Лаврову и одновременно «не верит» министру иностранных дел Армении, сколько бы внешнеполитическое ведомство прямым текстом, устно или письменно, ни разъясняло, что идет после чего.
Создалось впечатление, что после произошедшего в Национальном Собрании неприятного инцидента сгущающаяся тень общественного недоверия к «Просвещенной Армении» распространилась также и на чрезвычайно важную констатацию, озвученную лидером этой партии Эдмоном Марукяном. Напомним, что он после встреч с премьером Пашиняном и министром Мнацаканяном заявил следующее: «Вне публичных заявлений нет ничего, что может вызвать озабоченность. Для меня все спекуляции вокруг Арцахской проблемы были развеяны в прошлом, развеяны и сейчас. На данный момент у меня нет озабоченности в связи с вопросом Арцаха, переговоров по какому-либо документу не ведется». Неважно, насколько обоснованным можно считать подход, что господин Марукян и его партия обслуживают повестку «озабоченного» круга бывших, однако, кампанию со стороны этого круга по интенсивной и шумной «вере в Лаврова» можно считать политически «похороненным» в любом случае, а господину Лаврову нужно выразить глубокие соболезнования.
Читайте также
Что касается поведения Баку, то оно вообще не выдерживает никакой критики даже с точки зрения минимальной вменяемости. Глава военного ведомства Алиева вдруг решил, что армянская сторона обязательно будет идти на какие-то провокации, которые уж точно заставят «миролюбивый» Азербайджан их «пресечь», и исходя из этого, публично приказывает размещенным на границе военным структурам «быть готовыми», «быть еще более готовыми». Конечно, поверхностного «фейс-контроля» официальных фотографий достаточно, чтобы испарились все ожидания того, что в этом ведомстве способны к завоеванию интеллектуальных высот, и ясно, что такие заявления идут лично от Алиева. Однако, остается открытым вопрос: неужели можно до такой степени недооценивать умственные способности тех, кто тебя услышит? Армянская сторона больше не сочла нужным всерьез обращаться к этому, всего лишь одно предложение сказал глава МИД Зограб Мнацаканян депутатам во время обсуждения в парламентской комиссии, что Армения просто отвергает язык угроз, принимает язык переговоров, будет продолжать переговоры. Несомненно, нет нужды напоминать предупреждение Давида Тонояна, озвученное им месяцы назад специально для российских СМИ, что новая война чревата потерей Азербайджаном новых территорий.
Глава МИД сказал также, что компромисс, на основе которого возможно решение, не может быть односторонним или непропорциональным. Стало быть, Лавров или не Лавров, да кто угодно — не может нам диктовать шагов, которые поставят под угрозу безопасность и будущее Арцаха. Конечно, в ответ на заявления господина Лаврова министр иностранных дел Армении был бы неправ, если бы прямым текстом сказал, что он просто старый сплетник и лжец, о чем свидетельствует публичная деятельность господина Лаврова за последние годы в общем и в целом. Однако, «клуб верящих в Лаврова», похоже, именно к этому и стремится, чтобы создать напряженность в атмосфере и без того не безоблачных армяно-российских отношений.
А навстречу и накануне 75-летия Победы над нацизмом русские решили преподнести еще один «подарок» Еревану. Российское государственное агентство ТАСС приглашает на интервью Алиева, чтобы тот пустился в суждения на тему «огромной роли советского Азербайджана в Великой Отечественной войне» и побросал камни в направлении Армении и армянской нации. И азербайджанская пропаганда в течение дня резко «выключает» тему Арцаха и «включает» свою уже потрепанную пластинку о Нжде. Этот довольно подлый, но в то же время примитивный чекистский прием привел к определенным последствиям, не таким уж и приятным ни для режиссера, ни для исполнителя. Вначале Алиев удостоился презрения в российской прессе, когда ему напомнили в одной из публикаций – что произошло с дом-музеями маршалов Баграмяна и Бабаджаняна в селе Чардахлу (их превратили в чайхану), а затем рассказанная Алиевым забавная история об азербайджанском происхождении «коктейля Молотова» праздничное настроение многих граждан сделало еще более праздничным, плюс к тому – деликатный стеб в российской прессе.
Вся эта унизительная возня на российской площадке, в которую нас ввязали, невзирая на нежелание армянской стороны, привело не к тому, чтобы мы с нашей стороны стали бы «оправдываться» перед русскими, к чему и в Москве стремились, а вынудило преодолеть инерцию восприятий. И это было впервые, когда руководитель Армении в официальном послании по случаю 9 Мая по полному праву не использовал термин «Великая Отечественная война», а столица была практически чиста от «георгиевских ленточек», ставших символом шовинизма, ненависти и бредовых неоимперских идей.
Да, впредь только расчет, спокойствие и здравый смысл, и давно нужно было думать о том, что государство, 30 лет имеющее Независимость, должно устанавливать и соблюдать «социальную дистанцию» не только в связи с пандемией коронавируса, но и от паразитирующих на разных трубах антицивилизационных остатков, свидетелями агонии которых мы являемся.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
12.05.2020г