Революционеры, победившие после любой революции, говорят примерно следующее: «Те, кто против революции, также против народа и поэтому им нет места в нашем обществе, они не могут заниматься политикой, не имеют права выражать свое мнение». Формулировки могут быть разными, но суть именно эта. Понятна и логика, потому что «мы воплощаем волю народа, искать какие-то негативные нюансы в нашей деятельности, это равносильно противопоставлению воле народа и, следовательно, изначально отвергаемо».
Однако возникает два вопроса, первый из которых – что значит быть против революции? Я задаю этот вопрос самому себе. С точки зрения государственных традиций я считаю предпочтительным, чтобы власти менялись только посредством очередных (и, естественно, честных) выборов. И по этой причине, кстати, я бы хотел, чтобы нынешняя власть сменилась только в 2023 году. Но я понимаю, почему произошла революция 2018 года, что вызвало справедливый гнев граждан, и я много раз писал об этом. Это был закономерный процесс в общественной жизни, в котором позиция «за» или «против» отдельных людей в тот момент не имела значения.
Но предположим, что один из наших сограждан заявляет: «Я против революции». Тут возникает второй вопрос: а что, тогда он не имеет права высказывать свое мнение? Я полагаю, что имеет. Революция – не коронавирусная инфекция, при которой можно провести тестирование, и при наличии какого-либо ответа, разрешать или не разрешать человеку пользоваться правами, предоставленными ему Конституцией.
Все революции также приводят к высокомерию революционеров и определенному презрению к знаниям и этическим правилам. Если люди убеждены, что тест на проверку позиции «за или против» революции находится у них в руках, то выходит, что они могут иметь соответствующее отношение к тем, кто, по их мнению, не прошел этот тест. Недавний диалог между омбудсменом РА Арманом Татояном и депутатами правящей партии в парламенте напоминает мне разговор между профессором старой «буржуазной» юриспруденции и матросами «Авроры» после большевистской революции: «Мы ваших университетов не оканчивали, нас привел народ, и нам твоя гнилая наука не нужна».
Читайте также
… Я предлагаю включить в вопрос предстоящего референдума, помимо Грайра Товмасяна, еще Католикоса Всех Армян и Защитника прав человека. Уверен, что большинство электората выскажется в поддержку их отстранения. А воля народа, как известно, превыше всего.