Почему в нашей стране более тревожная картина, чем в Грузии?
Правительство, как известно, продлило чрезвычайное положение, объявленное 16 марта, на 30 дней, с 17:00 14 апреля до 17:00 14 мая.
По решению заместителя премьер-министра РА, коменданта Тиграна Авиняна от 4 мая в Армении произошли новые изменения в ограничениях, применяемых во время чрезвычайного положения. В частности, с 4 мая при выходе из дома больше не требуется никаких листков передвижения. Открылись объекты общественного питания – открытые пространства ресторанов, баров, кафе, а также вся перерабатывающая промышленность, включая текстиль, мебель, обувь, полиграфическую продукцию и другие товары, строительные работы, находящиеся на заключительной стадии.
Согласно решению коменданта, есть также услуги по уборке и химической чистке, парикмахерские, салоны красоты и службы по уходу за телом. Однако комендатура установила во всех вновь открытых сферах обязательные нормы организации деятельности, несоблюдение которых приведет к применению мер ответственности в соответствии с законом. «Снижение ограничений не означает, что угроза эпидемии прошла. Это попытка адаптироваться к новым нормам сосуществования. Поэтому на данном этапе очень важна индивидуальная, социальная и корпоративная ответственность каждого из нас. Это совеобразный тест для всех нас, в какой степени мы можем проявить высокую сознательность и дисциплину», – отметил Авинян.
Читайте также
В оптовом и розничном секторе работают только магазины и киоски. А торговые центры и рынки все еще закрыты. На их территории могут работать только продовольственные и сельскохозяйственные пукнты продаж и аптеки. Общественный транспорт тоже пока не будет работать. Комендант отметил, что, в зависимости от распространенности инфекции или риска стать очагом инфекции, по решению коменданта могут быть введены временные ограничения на въезд и выезд в некоторых общинах. В то же время он сообщил, что в случае ухудшения ситуация, в любой момент может быть возврат к режиму более жестких ограничений.
Еще 31 марта, когда прошло только две недели чрезвычайного положения, Тигран Авинян на встрече с журналистами отметил, что «если бы правительство не ввело ограничения, 80 процентов населения Армении были бы инфицированы».
На прошлой неделе в Национальном Собрании премьер-министр Никол Пашинян коснулся темы коронавируса, отметив: «Тот факт, что сегодня мы не преодолели кризис коронавируса, и люди продолжают заражаться, это также из-за наших дорогих соотечественников. Они не воспринимают эти ограничения всерьез, проблема в этом. Наша цель – не штрафовать людей. Наша задача в том, чтобы не болели люди».
А министр здравоохранения РА Арсен Торосян 10 мая посетил медицинский центр «Сурб Григор Лусаворич», который был перепрофилирован и принимает больных с коронавирусом. Здесь, в реанимационнном отделении находились 45 тяжелобольных и больных в крайне тяжелом состоянии. «Отделение реанимации медицинского центра «Сурб Григор Лусаворич» является крупнейшим в Армении, и на данный момент свободных мест нет», – сообщил тогда Арсен Торосян в прямом эфире в Фейсбук.
Что мы имеем сегодня, спустя два месяца после введения чрезвычайного положения. Будем откровенны, значительная часть общества в нашей стране не воспринимает коронавирус всерьез. Всего несколько дней назад, когда Арсен Торосян вел прямую трансляцию из отделения реанимации медицинского центра «Сурб Григор Лусаворич», в это же время сотни людей писали в комментариях, что «это ложь, мы не верим», «все это сказки», «отличный сериал», «это бизнес» и другие подобные высказывания, типа: «А почему у вас не выступают сами больные?», «почему вы не показываете лица пациентов?».
Следует также отметить, что двухмесячные ограничения в нашей стране не принесли существенных результатов. Чрезвычайное положение, возможно, было относительно заметно в первые несколько дней, причем исключительно в центре Еревана. Живя в столице на проспекте Аршакуняц, я могу констатировать, что с 16 марта не прекращалось движение автомашин, а также прогулки людей, особенно пожилого возраста, без медицинских масок и перчаток.
Никто не может сказать, что у нас могла быть ситуация, чтобы в Армению не проник коронавирус. Мы не были исключением, как и другие страны мира, более крупные и развитые, чем мы. Вопрос в том, как быстро власти страны отреагируют на ситуацию, и как они будут бороться с распространением коронавируса.
Прежде всего, мы довольно поздно приостановили авиарейсы в Армению, в результате чего у нас возникли первые очаги эпидемии. У сотен пассажиров, прибывающих в Ереван, после приземления в аэропорту в Ереване измеряли только температуру, и у многих из них даже не требовали оставаться в домах на самоизоляции. Именно это было первой серьезной промашкой наших компетентных органов, которое могло оказать значительное влияние на распространение эпидемии в Армении.
Чрезвычайное положение было объявлено с 16 марта. Давайте честно зададим себе вопрос, действительно ли мы жили эти два месяца в ужесточенном режиме? Нет!
Между тем в условиях скептицизма нашего общества в отношении эпидемии необходим строгий, необходим был крайне строгий контроль со стороны соответствующих органов. В противном случае, получается, что мы обманываем себя, потому что у нас официально объявлено чрезвычайное положение, но имитируется контроль на улицах, в небольших продуктовых магазинах и в других местах. Другими словами, эти два месяца не позволили существенно решить проблему распространения эпидемии в нашей стране.
Уже два месяца подряд в нашей стране проводят параллели с работой, проводимой соответствующими властями в Грузии, и распространением эпидемии в соседней стране. В Армении ряд «умников» сразу же приводят «сокрушительные» аргументы: «В Грузии, по сравнению с Арменией, было проведено меньше тестов».
Сначала сравним данные тестирования. До 12 мая в Армении было проведено 33.313 тестов, в Грузии – 29.736, то есть, можно говорить лишь о разнице примерно в 3500 тестов. Но ведь население Грузии больше, чем Армения. И учтем здесь количество смертей, зарегистрированных в Грузии с большим населением и в Армении, что является ярким свидетельством результатов борьбы с эпидемией. По состоянию на 12 мая в нашей стране от коронавируса умерло 47 человек, тогда как в Грузии – 11 человек. Следует отметить, что по состоянию на 12 мая число людей, зараженных коронавирусом, в Армении составляло 3538, а в Грузии – 639.
Поэтому мы можем констатировать, что для предотвращения распространения эпидемии коронавируса грузинские власти не только ввели довольно строгие ограничения, но эти ограничения еще и осуществлялись под жестким контролем, в контексте чего они имеют более позитивную картину, чем Армения.
В соседней Грузии ограничения постепенно ослабляются. С 11 мая в Грузии начался третий этап по открытию экономики в рамках антикризисной программы, старт которому был дан раньше, чем планировалось, исходя из эпидемической ситуацией в стране. Для всех видов транспортных средств была полностью открыта столица Тбилиси. На всей территории Грузии с 11 мая разрешены все виды производственной деятельности, в том числе и издательская. Работу возобновили все виды розничных и оптовых магазинов, которые имеют вход со стороны улицы.
В Грузии все еще закрыты магазины одежды и обуви и крупные торговые центры. Действуют открытые зоны отдыха и парки. Ряд ограничений в Грузии будет действовать до окончания режима чрезвычайного положения 22 мая – комендантский час с 21:00 до 06:00, ношение масок в закрытых помещениях и запрет на перевозку более трех пассажиров в автомашине. Пока неизвестно, когда будет восстановлена работа общественного транспорта. То есть, даже при сегодняшней картине распространения коронавируса в этой стране все еще действует комендантский час. Однако Грузия, несмотря на коронавирус, собирается принимать туристов. Границы Грузии откроются с 1 июля, и Грузия будет готова принимать иностранных туристов, в том числе из России.
С одной стороны, у нас в Армении имеется значительная несознательная часть общества, с другой стороны, власть, которая, как и власти других стран мира, сталкивается с необходимостью спасения страны от экономического краха. Кстати, мы, очевидно, запаздываем и здесь. Правительства многих стран разрабатывают программы развития внутреннего туризма, поскольку общества не планируют покидать свои страны в течение летнего сезона. Правительства давно разрабатывают программы, направленные на то, чтобы стимулировать работу малых и средних предприятий, чтобы не только спасать малые предприятия, но и тем самым свои экономики.
Множество раз говорилось, что миру, по всей вероятности, еще долго придется жить в условиях этой эпидемии. Здесь вопрос не только экономического выживания, который власти должны решать путем поддержки деятельности предпринимателей, но и повышения уровня осведомленности общественности, шаги в направлении чего нужно было и следует принимать сейчас.
Многие страны мира находятся на трудном этапе, каждая из них борется с эпидемией, и они выйдут из этого этапа более сильными. Еще не поздно и нам также организовать нашу повседневную жизнь таким образом, чтобы потери во всех отношениях были меньше. До сих пор мы плелись в хвосте событиями, причем, со значительным опозданием, но мы не установили строгий контроль, в результате чего у нас сегодня не столь утешительная картина.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
13.05.2020г