Дискуссия премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна и министра юстиции Рустама Бадасяна о реформах судебной системы и веттинге (проверке на добропорядочность судей) вызвала критические замечания. В частности, заявление Бадасяна о том, что без реформы Конституции невозможно провести повсеместный веттинг, некоторым показалось отступлением от революционных обещаний.
О прзвучавшей критике и невозможности повсеместного веттинга издание «Айкакан Жаманак» поговорило с членом Высшего судебного совета, кандидатом юридических наук, доцентом Вигеном Кочаряном.
– Господин Кочарян, вчера министр юстиции представил ожидаемые изменения в судебной системе. Согласны ли Вы с тем, что веттинг невозможно провести повсеместно без конституционной реформы?
– Следует отметить, что действующая Конституция содержит некоторые очень серьезные препятствия для проведения так называемого повсеместного веттинга. Действующая Конституция четко определяет основания для увольнения судей, и так называемый веттинг не относится к таким основаниям, однако недавно принятый пакет поправок к Судебному кодексу предусматривает другие механизмы в соответствии с действующей Конституцией, нацеленные на то, чтобы защитить судебную систему от судей, которые дискредитирует ее.
Читайте также
– Звучит критика, из которой складывается впечатление, что власти имели возможность сделать больше, но не сделало.
– Мы все должны понимать, что общественные ожидания в этой сфере очень высоки, но стремительными, быстрыми изменениями добиться успеха в этой сфере невозможно по ряду объективных причин. Невозможно изменить всю нашу существующую судебную систему за короткий период времени и создать за несколько дней или месяцев действенную, функционирующую судебную систему, а наличие такой судебной системы является наиболее важной задачей для нормального функционирования государства. Потому что, посмотрите, судебная система работала даже в самых экстремальных условиях чрезвычайного положения из-за эпидемии. Альтернативы нет. Суды должны работать каждый день, потому что каждый день возникают проблемы с защитой прав человека, различные уголовные преследования, рассматриваются различные гражданские и административные дела, которые затрагивают жизненные интересы граждан и так далее. И мы должны быть в состоянии обеспечить эту нормальную работу параллельно с любыми реформами.
– Решением премьер-министра несколько месяцев назад была создана комиссия по конституционной реформе, в которую входите также и вы. На каком этапе находится работа комиссии?
– Комиссия работает в естественном режиме, если работу в онлайн-режиме, обсусловденную эпидемией, можно считать нормальной. Не каждый день, но еженедельно идут обсуждения, работа комиссии ни на миг не прекращалась. Работа направлена на разработку концепции конституционных изменений.
– Есть ли какой-нибудь вариант концепции уже на бумаге?
– Для разных глав назначены разные отвественные лица и рабочие группы, этот процесс продолжается.
– Возможно ли, что комиссия инициирует такие изменения, что в результате конституционной реформы можно будет провести повсеместно веттинг?
– У нас есть договоренность в нашей комиссии, что мы не будем комментировать содержание конституционных поправок, пока не опубликуем их. Обсуждения продолжаются.
– Не раскрывая деталей закрытых обсуждений, можете ли ответить – видите ли лично Вы такую необходимость?
– Мне кажется, что содержание изменений также будет в некоторой степени зависеть от эффективности упомянутых мной уже инициированных процессов, предусмотренных в пакете поправок к Судебному кодексу, и от того, насколько они приведут к ожидаемым нашей общественностью итогам.
Напомним, что 11 мая премьер-министр РА Никол Пашинян и министр юстиции Рустам Бадасян в прямом эфире обсудили закон о конфискации незаконно приобретенного имущества и веттинге судей.
«В первом случае представление декларации в Судебном кодексе, непредставление надлежащих материалов и объяснений об увеличении имущества или сокращения обязательств фиксировалось как правило поведения», – сообщил Бадасян в ходе обсуждения.
Разъясняя сказанное, министр отметил, что если судья не предоставит в декларации надлежащего объяснения об увеличении имущества, не подтвержденного доходами в отчетном году, или скроет какую-то информацию, он может быть привлечен к уголовной или дисциплинарной ответственности. На вопрос премьер-министра о том, можно ли возбуждать дисциплинарное производство в отношении имущества, приобретенного в 2012, 2013 или 2014 годах, Бадасян отметил, что это и есть основной предмет критики.
Следует напомнить, что, согласно документу о веттинге, предполагается, что веттингу подвергнутся все сделки, осуществленные после июля в 2017 года. То есть Антикоррупционная комиссия не может проводить проверки имущества, приобретенного до указанного срока. «Отмечается, что обратная сила не будет применяться, но следует отметить, что если мы хотим пойти по этому пути, это означает проверку судей всей судебной системы сразу, в течение короткого периода времени. Это может привести к негативным последствиям, но давайте на минутку забудем об этом, сосредоточимся на юридических возможностях. Для осуществления этого, нам определенно нужны конституционные изменения, то есть без изменения Конституции невозможно провести такой веттинг, назовем условно это массовым веттингом», – сказал он.
На вопрос премьер-министра, как в таком случае избавиться от «плохих» судей, Бадасян прокомментировал, что нужно делать, чтобы превратить систему в привлекательную для честных и квалифицированных специалистов. Он предложил повысить зарплату сначала на 50 процентов, а затем до 70 процентов.
Ранее эти поправки подверг резкой критике в Национальном Собрании независимый депутат НС Арман Бабаджанян.
«Министр юстиции Рустам Бадасян во время вчерашнего обсуждения с премьер-министром Николом Пашиняном не жалел усилий, чтобы доказать премьер-министру, почему и как невозможно осуществить в Армении массовый веттинг судей и переходное правосудие, и почему невозможно применять реальные, а не формальные этические нормы добропорядочности, которые заставят судей принять другой, отличающийся от прежнего стиль работы», – сказал Бабаджанян.
По его словам, Бадасян поставил рекорд в вопросе о том, как убедить лидера революции, что правильны не революционные преобразования, а сохранение всего, из-за чего произошла эта самая революция. «Таким образом, вчера Рустам Бадасян заявил, что отныне следует забыть о реальном веттинге, реальном правосудии переходного периода и этических нормахдля судей, поскольку оказывается, что Конституция и Венецианская комиссия препятствуют их применению. Мешает все, что возможно», – отметил Бабаджанян и продолжил – «Стало ясно, что в Армении продолжать отправлять правосудие будут судьи, которые в течение последних десятилетий узаконивали преследование граждан, выносили оправдательные приговоры людям, которые лишали людей собственности и грабили людей, судьи, которые все еще находятся под прямым и косвенным влиянием бывших властей и олигархов». И вы наивно решили предоставить им шанс для самоочищения?».
Продолжая свое выступление, Бабаджанян предположил, что Пашиняна удовлетворяют аргументы Бадасяна, которые практически идентичны «аргументам и доказательствам министров юстиции Арпине Ованнисян, Давида Арутюняна, Грайра Товмасяна, изнасиловавших правосудие в нашей стране».
В противном случае, по словам депутата, мы должны были узнать об отставке Бадасяна. «Это означает, что Никол Пашинян и фракция «Мой шаг» несут одинаковую ответственность за провал или поражение судебной реформы и победу контрреволюции», – заключил Бабаджанян.
Задержка реформ вовсе не означает провал. Именно так глава фракции НС «Мой шаг» Лилит Макунц ответила на озвученную критику. «Да, мы думаем, что во многих вопросах было бы лучше действовать быстрее. Мы не считаем, что в наших действиях все идеально, но мы стремимся сделать все возможное для всестороннего решения судебной реформы. Мы позитивно оцениваем стратегию, разработанную министерством юстиции, нам просто нужно продемонстрировать последовательность и осуществить все это», – сказала она.
Макунц убеждена, что ряд законов о добропорядочности может иметь очень положительный эффект в практическом плане. Глава фракции «Мой шаг» отмечает: «Есть статьи, которые вступают в противоречие с Конституцией Армении, и в тех формулировках и акцентах, в которых предполагался веттинг, он не может быть проведен, поскольку Конституция этого не допускает, но это не означает, что ряд этих законов, связанных с этикой поведения, не касается и не решает большинство проблем».
На критику вчера отреагировал и министр Рустам Бадасян, написав на своей странице в Фейсбук: «Правительство занято реальной, глубокой, радикальной реформой судебной системы, и те, кто хочет не глубоких, спонтанных перемен, да, должны разочароваться.
Общество должно иметь возможность оценивать, где истина.
Все те, кто считают, что наши действия неэффективны, должны публично представить свои подходы, согласно которым можно осуществить реформы за несколько месяцев и предоставить общественности наилучшую судебную систему.
Я думаю, что в течение двух лет они должны были изложить свой подход на бумаге.
P.S. Никакое давление не отвернет нас от намерения осуществить реальные реформы».
Сюзанна Погосян
Фото — «Айкакан Жаманак»