Свидетели говорят, что с понедельника, когда начал действовать общественный транспорт, появились граждане, которые преднамеренно повреждали размещенные в транспорте емкости, содержащие алкоголь, или выливали из нее жидкость. И я вот думаю, кто они, хулиганы, психически больные? Как бы мы их не называли, проблема, вероятно, глубже.
На протяжении всей моей сознательной жизни, как в коммунистическую, так и в посткоммунистическую эпоху, я много слышал с высоких трибун правильные слова о необходимости консолидации государства, нации, взаимопомощи и командной игры. Но за последние 45-50 лет я видел и все еще вижу, что большинство моих сограждан, хотя и слушают эти слова, кивают головами в знак согласия, возможно, пьют соответствующие тосты, но в глубине сердца относятся ко всему этому с пренебрежением.
Конечно, бывают моменты консолидации во время войн и революций, но командная игра не ведется «моментами», это ежедневная работа, сознательное преодоление антисоциальных инстинктов. Коронавирус, согласно нашему общественному восприятию, не является тем поводом, когда следует проявлять уважение к государству и друг другу. Многие издеваются над гражданами, которые носят защитные маски в общественных местах.
А теперь давайте попробуем ответить на следующий вопрос. Содействовала ли общественная элита, или содействует ли сейчас своим словом и примером государственному мышлению, консолидации и сотрудничеству? Представители власти, чьи все помыслы были обращены к их банковским счетам, их дворцам и роскошным автомобилям, уж точно не служили хорошим примером. Но оппозиционеры, которые своим нижним бельем закрывали регистраторы скорости и видеокамеры (что, на мой взгляд, означает – «можете ездить, дорогие граждане, как вам захочется»), также не способствовали воспитанию законопослушного гражданина. Интеллигенция и общественные деятели, которые приветствовали вооруженный захват полицейского полка и убийство людей, тоже по своему послужили формированию той психологии, которой руководствуются граждане, наплевательски относящиеся к жизни и здоровье других людей. Все взаимосвязано. У одного хватает «духа» оскорблять судей и политических оппонентов, ругаться и давать пощечины перед видеокамерами, а у другого – издеваться над людьми, которые следуют инструкциям комендатуры.
Читайте также
Так что «дух» – это также обоюдоострый меч. Сегодня он помогает вам, завтра может помешать.