Независимый депутат Национального Собрания Армении Арман Бабаджанян недавно в прямом эфире со своей страницы в Фейсбукe поднял вопрос об инициативе создания «Движения сопротивления за веттинг». Официального объявления о создании движения еще не было. В интервью Aravot.am Арман Бабаджанян рассказал, что официальное объявление вскоре будет опубликовано. О мотивах создания подобной инициативы и других вопросах — в интервью Aravot.am с Арманом Бабаджаняном.
– Господин Бабаджанян, Вы заявили об инициативе по созданию «Движения сопротивления за веттинг». Когда данный процесс приобретет официальный вид и что послужило причиной выступить с подобной инициативой?
– Я пока не сделал официального заявления по этому поводу, думаю, это произойдет в ближайшее время. Но это технические детали, важнее та идеологическая основа, которая побудила меня выступить с такой инициативой. В 2018 году бархатная революция произошла в значительной степени и по той причине, что граждане, находясь в течение более чем двух десятилетий под гнетом, репрессиями и унижениями, желали восстановления в стране правосудия и справедливости.
К установлению справедливости относилось также большинство лозунгов и деклараций, звучащих с революционной платформы. Сразу после революции в повестку вошла в первую очередь идея о проведении повсеместного веттинга среди судей, поскольку было очевидно, что при наличии оставшейся с прошлого судебной системы и судей, подчиняющихся прежней власти и олигархам, в стране невозможно установить справедливость.
Читайте также
Вопрос проведения веттинга приобрел предметность 20 мая 2019 года, когда премьер-министр Никол Пашинян выступил с инициативой по разработке комплексной стратегии судебных реформ, которая подразумевала также и осуществление веттинга. Целый год мы ждали, чтобы увидеть, как инициативу продемонстрирует исполнительный власть в рамках исполнения данного поручения премьер-министра относительно проведения веттинга.
Однако в начале прошлой недели мы услышали печально известный диалог между премьер-министром и министром юстиции Рустамом Бадасяном, который стал холодным душем для всех тех, кто ждал веттинга, а в более широком смысле, утверждению правосудия в стране. В ходе обсуждения Бадасян подробно обосновал премьер-министру то, что провести всеобщий веттинг среди судей и внедрить инструменты правосудия переходного периода без конституционных реформ невозможно.
А референдум по конституционным изменениям, по словам уже самого премьер-министра, может состояться вплоть до совместного проведения с парламентскими выборами 2023 года. Другими словами, мы должны ждать веттинга три года, что означает, что судьи, находящиеся под влиянием бывших властей и олигархов, могут, как минимум в течение трех лет, от имени правосудия выносить решения по политическим заказам или за взятки, продолжая насиловать правосудие.
Это просто недопустимо, потому что этим мы можем проиграть революцию вообще, потому что революция без установления в стране справедливости, по сути, может превратиться в ничто. Эти факторы побудили меня взять на себя инициативу по созданию «Движения сопротивления за веттинг», в рамках которого мы вместе с нашими сторонниками собираемся сделать то, что за два года провалила власть.
– Кто Ваши сторонники, и каким образом, какими механизмами Вы намереваетесь собирать необходимую информацию, которая будет аргументированной и обоснованной, и не будет опираться только на пересуды и слухи?
– Круг наших шагов, конечно, многослойный, на данный момент я могу отметить, например, то, что мы считаем одной из основных миссий нашего движения. Мы намерены собирать о судьях комплексные сведения, которые позволят пролить свет на их политические и коррупционные, криминальные связи в прошедшие годы и десятилетия, информацию, которая покажет, почему тот или иной судья вынес тот или иной приговор. Поверьте, нашей судебной системой за последние двадцать лет были приняты сотни, если не тысячи таких решений, и публикация информации о них станет, по крайней мере, предметом общественного осуждения, которое, я надеюсь, вынудит таких судей исчезнуть из системы.
Эта информация будет аргументированной, обоснованной, естественно, мы не можем в столь серьезном вопросе идти на поводу слухов или непроверенной информации. Наоборот, мы будем проверять достоверность и степень правдивости каждой информации, публикуемой нами, это для нас принципиальный вопрос. На деле, этим в течение прошедших двух лет должны были заниматься соответствующие государственные структуры, однако они провалили эту задачу.
Что касается того, кто будет участвовать в этой инициативе, я хотел бы отметить, что с того момента, как я объявил об этом, мне поступили заявления о готовности присоединиться множества юристов, правозащитников и одного представителя судебной власти. У меня пока нет согласия этих людей – публиковать их имена, что я и сделаю в ближайшее время. А в более широком смысле, я уверен, что к нашей инициативе многие присоединятся, поскольку она основана на требованиях о выполнении обещаний, прозвучавших с революционной платформы. А в революции приняли участие сотни тысяч граждан, для большинства которых приоритетом было восстановление в стране правосудия и справедливости.
– Вы собрали и обнародовали информацию. А что потом: демонстрации, различные акции протеста, вплоть до требований отставки власти за провал реформ?..
– Сбор информации о судьях будет одним из шагов, которые мы предпримем. Мы выступим с комплексным планом действий и стратегией, частью которой будет сбор этой информации. Как я уже упоминал, надеюсь, что это, прежде всего, станет поводом для публичного осуждения, которое заставит хотя бы часть судей добровольно покинуть систему. Я выставлю напоказ собранную информацию, фактические данные о собственности, доказательства об имуществе с трибуны парламента. Естественно, они будут представлены в соответствующие государственные органы, не исключаю, что на основании этой информации могут быть возбуждены уголовные дела. Не исключаю также возможности проведения протестных мер, в том числе митингов или других акций, но пока рано говорить об этом.
– На Ваш взгляд, почему лидер революции Никол Пашинян отступил от одной из главных задач, которая была одной из движущих сил революции – судебных реформ, восстановления правосудия?
– Есть много причин, по которым Никол Пашинян отступил от считающегося одним из главных лозунгов революции – обещания восстановить справедливость, которое, как я уже говорил, невозможно реализовать без веттинга. Даже сейчас я не сомневаюсь, что Никол Пашинян лично не отклонился от революционного курса, что он тоже желает восстановления правосудия и реформы судебной системы. Другой вопрос, как все эти вопросы представляются главе государства, как работает над решением этих проблем его политическая и административная команда.
Однажды я сказал, что революция может проиграть в правительственных коридорах из-за бюрократической волокиты. Я думаю, что мы имеем дело именно с таким случаем. Год назад Никол Пашинян сформулировал политическое требование по реформированию судебной системы, для которого члены его команды должны были найти технические и юридические решения. Однако команда не выполнила эту задачу и сейчас пытается убедить премьер-министра, почему она потерпела неудачу и почему следует отказаться от идеи веттинга. Другими словами, проблема не лично в Николе Пашиняне, а в его политической и административной команде, большинство членов которой не имеют никакого отношения к революции. Кстати, Никол Пашинян может стать жертвой этой команды, это уже становится явным и очевидным.
– Но эта команда – выбор Никола Пашиняна, он сам выбрал, с кем работать.
– Революционное крыло команды должно опомниться, найти в себе силы, вспомнить свои обязательства и обещания данные два года назад с революционной трибуны и провести важные реформы, важные работы, основанные на ценностях революции, целях революции, мечтах. Полагаю, что в ключевой основе этого находится судебная власть, установление справедливости и справедливости. Это «ахиллесова пята» революции. Без создания независимой судебной системы перемены невозможны.
– Вы указали в своем прямом эфире, что в Ваш адрес звучат угрозы. Кто и чем угрожает?
– В данный момент я воздержусь от публикации имен людей, которые угрожали мне, лишь отмечу, что они звучат из кругов, связанных с судебной системы и олигархами. Я уже говорил об этом с Защитником прав человека, в курсе, что Арман Татоян уже имел некоторые беседы с начальником полиции РА. Я понимаю мотивацию исполнителей этих угроз и их заказчиков, они хотят оказать на меня психологическое давление, но хочу всех разочаровать, так как они ничего не добьются и не смогут заставить меня отказаться от своих целей. То есть, восстановления в Армении правосудия и утверждения справедливости.
– Кстати, бывший посол РА в Ватикане Микаел Минасян в последнее время весьма активен, в своих видеообращениях он говорил о контрабанде сигарет и алмазов из Армении, связывая эти схемы с семьей премьер-министра и его родственниками. Интересна Ваша оценка этому.
– Адресатом обвинений, упомянутых Микаелем Минасяном, является власть. Премьер-министр Никол Пашинян на своей последней пресс-конференции заявил, что на вопросы относительно данной проблемы должны ответить правоохранительные органы. Я не могу сказать больше этого, пусть соответствующие органы проведут расследование и прольют свет на эти истории.
Беседовала Нелли ГРИГОРЯН