Официальный Ереван снова настаивает: «После революции новый документ не был сформирован, а вести переговоры по старому документу Армения отказалась»
16 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян провел пресс-конференцию, в ходе которой журналисты задали множество вопросов по арцахско-азербайджанскому конфликту. Каковы были основные акценты Пашиняна на этой пресс-конференции?
Снова прозвучал вопрос относительно заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в котором тот отметил, что стороны обсуждают поэтапный вариант решения конфликта. Пашинян повторил, что с момента революции новый документ не был сформирован, и вести переговоры по старому документу Армения отказалась.
Таким образом, из заявления Пашиняна можно сделать вывод, что Мадридских принципов больше нет на столе переговоров, нет какого-либо целостного документа. То есть, Пашинян пытается дать понять, что то, вокруг чего стороны в течение почти двух лет вели переговоры и обсуждали, является рабочими документами и поэтому может быть изменено.
Читайте также
Касательно оценкеи Лаврова о том, что «за столом переговоров обсуждается поэтапный вариант», Пашинян добавил: «При этих комментариях следует обратить внимание и на заявление представителя Госдепа США, объявившего, что заявление он не считает полезным главы МИД РФ. Эти самые комментаторы не учитывают этот самый факт? Это уже свидетельствует о том, что формулировка данного вопроса как минимум не соответствует действительности».
На прошлой неделе мы уже обращались к теме оценки, озвученной заместителем помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джорджа Кента во время онлайн-обсуждений, организованных Германским фондом Маршалла. В ответ на вопрос о том, разделяют ли Соединенные Штаты недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о карабахском конфликте, официальный представитель Госдепартамента сказал: «Я не буду комментировать заявление министра иностранных дел России, скажу только, что он недавно сделал ряд не столь полезных заявлений, в том числе о ситуации в Донбассе, после встречи министров иностранных дел Германии, Франции, Украины и России. Скажу еще только, что Соединенные Штаты глубоко вовлечены в обеспечение диалога между Арменией и Азербайджаном».
Следует отметить, что, несмотря на высказанный дипломатично комментарий, сопредседатели Минской группы ОБСЕ, США и Франция продолжали вместе с Россией выступать в том же формате с трехсторонними заявлениями, что означает, что они также участвуют в обсуждении со сторонами выдвинутых принципов и элементов переговоров. Но для Пашиняна, фактически, комментарий Кента важнее, чем то, что «раскрыл» Лавров.
«В целом, идет разговор, переговоры по обсуждению этой ситуации. Мы зафиксировали наши принципы, и вопрос был в том, будем ли мы продолжать переговоры с той точки, на которой остановился Серж Саргсян. Об этом мы тоже высказались публично, мы сказали «нет», потому что то, что для нас неприемлемо полученное наследие», – сказал Пашинян в ответ на вопрос об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, что так и осталось неясным, проводятся переговоры или консультации по арцахской проблеме, и какой все-таки обсуждается вариант решения – пакетный или поэтапный. «И мы ответили на остальные вопросы, и я повторяю, не нужно нас сковывать, чтобы мы не говорили и не переговаривались за столом переговоров, не выслушивали… Существуют различные взгляды на пути и этапы урегулирования вопроса или на поэтапный и пакетный варианты. Под фразой «поэтапный и пакетный варианты» мы должны понимать, что мы подразумеваем… Что мы понимаем под пакетом – будет ли проблема решена через час, и что понимаем под поэтапным решением – будет ли проблема решена через 100 лет?», – сказал Никол Пашинян добавив, что это вопросы, которые требуется детально прояснить.
Независимо от того, насколько часто будет затрагиваться тема поэтапно-пакетного решения, армянская сторона должна иметь четкое представление о статусе Нагорного Карабаха: когда и как будет определяться статус Арцаха.
Никол Пашинян заверил, что армянская сторона будет последовательно отстаивать свою позицию. «Многие говорят, что такое решение невозможно. Это невозможно, а раз невозможно, значит, не будет решено. Наша задача – найти и найти такое решение. А переговоры позволяет проводить обсуждения. Может ли быть приемлемым такой-то вариант, может ли все же быть приемлемым тот вариант, который не был приемлемым два года назад? Не нужно нас сковывать, чтобы вдруг кто-то назвал какой-то вариант, а мы, зажав уши, выбежали из комнаты. Не будет такого. Мы высказали свою позицию, и мы будем последовательно отстаивать свою позицию. В тот момент, когда может выясниться, что существует вероятность компромисса, которому мы не должны говорить «нет», значит, мы должны проявить гибкость. Потому что все говорят, что это должно произойти через компромиссы. Теперь вопрос в том, каков предел компромисса, по ту сторого которого переходить недопустимо? Такие линии есть и для Азербайджана, и для Армении, и для Карабаха. Переговоры ведутся именно для этого», – сказал Никол Пашинян.
«А может ли правительство Армении или премьер-министр пойти на неблагоприятное для армян решение арцахской проблемы? Этот вопрос вы не задаете мне, вы задаете этот вопрос себе, можете ли вы согласиться с неармянским решением проблемы Арцаха? Потому что, в отличие от ряда предыдущих случаев, те, кто сегодня сидит за столом переговоров, представляют народ и говорят, что, если будет решение, которому было бы нерациональным сказать «нет», то мы снова приедем, чтобы посовещаться с народом. Разве проблема Арцаха может быть решена прихотью одного человека? Я хочу знать, кто этот человек», – сказал Пашинян.
Как наша страна будет реагировать на напряженность на армяно-азербайджанской границе, на действия азербайджанской стороны? «Инструментарий остается прежним: боевая готовность наших вооруженных сил, наше единство и сила, политико-дипломатические переговорные средства для поддержания управляемости этой ситуации». Мы заявили – под угрозой оружия и запугиваний войной Армения не будет вести переговоры, и мы считаем, что вопрос Арцаха не имеет силового решения. На границе имеется напряженность, если желаете провести сравнение, в отличие от предыдущего периода, сейчас на границе намного спокойнее, намного спокойнее во всех отношениях», – сказал премьер-министр РА.
Затем он коснулся критики, звучащей в Армении, отмети: «Кстати, наши позиции по Аарцахскому вопросу критикуют как Азербайджан, так и известные круги. Что это за совпадение?.. Как получается, что как-то только что-то [произносится], сразу же звучитт критика и со стороны Азербайджана, и известных здесь кругов?»
На замечание, что во время своего выступления в Национальном Собрании он счел позицию президента Азербайджана Ильхама Алиева по переговорам конструктивной, Пашинян ответил: «Мы с президентом Азербайджана общаемся открыто и прямо. На этих обсуждениях утвердилась искренняя атмосфера. Я считаю очень важным, чтобы мы четко фиксируем свои позиции и считаем, что должны работать, потому что позиции, которые мы имеем сегодня, известны, выражены, но мы также понимаем, что мы должны работать, чтобы найти решение, приемлемое для народов Армении, Арцаха и Азербайджана. Атмосфера во время этих разговоров – это уже немало, хотя и не имеет практических результатов. Во всяком случае, неплохо, что существует такая атмосфера. Я считаю конструктивной не их позицию по Карабаху, если бы это было так, почему тогда звучит критика из Азербайджана? Они бы говорили наоборот, какое же это хорошее заявление, оно доказывает, что все хорошо».
В целом, в последние недели официальный Ереван продолжал настаивать на том, что на столе переговоров конкретного документа нет.
«В последние недели обсуждения в Армении несколько усилили позиции армянской стороны на предстоящих переговорах. Когда внутри страны звучит критика, и властям адресуются вопросы, на следующем закрытом заседании у власти уже есть определенный настрой и позиция, так сказать, по спорным вопросам и темам. В этом отношении предстоящие переговоры будут важными, поскольку, с одной стороны, имеется «рассекречивание» российского представителя в Минской группе ОБСЕ Лаврова, а с другой стороны, разъяснения из официального Еревана, звучащие уже в течение нескольких недель.
В тот момент, когда я увижу необходимость обсудить вопрос Арцаха с бывшими президентами, нет никаких проблем для того, чтобы это имело место», – отметил Пашинян на пресс-конференции, одновременно добавив, что: «Есть факт, что институциональная информация о предыдущих переговорах доступна в системе государственного управления. В любом случае, я получил ту информацию, в которой нуждался».
Касаясь формата переговоров, сказал Пашинян. «Мы неоднократно высказывали наше мнение, что участие избранных представителей Арцаха в переговорах является существенным и важным, потому что мы не представляем решение проблемы без участия избранных представителей Арцаха. Говорят, что нам не удалось вернуть Арцаха за стол переговоров так же, как это не удавалось в течение последних 22 лет, когда в 1998 году Арцах был выведен из переговоров. В течение 22 лет все международное сообщество работало в этих условиях. Так было по умолчанию, что Арцах не должен быть за столом переговоров. Это приводит к определенным проблемам. Наша идея состоит в том, что мы не можем решить проблему Арцаха без его избранных представителей. Мы не можем принимать решения вместо избранных представителей Арцаха».
Кстати, он также добавил, что идея миротворческих сил всегда присутствовала в предыдущих документах и публичных заявлениях.
Обобщение – в следующем номере
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
19.05.2020г