Родные Илианы, посольство и консульство Украины в Армении готовы искать квартиру для найма, где Илиана Шелевер будет находиться до тех пор, пока идет судебное разбирательство по этому уголовному делу. 11 ноября 2015 года старший следователь Следственного управления СНБ РА С. Восканян принял решение о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 215 и части 3, пункту 2 статьи 266 Уголовного кодекса РА в связи с попыткой Илианой Шелевер контрабандного провоза через таможенную границу Армении 10 ноября 2015 года крупной партии наркотиков – «кокаина», общим весом 3004,53 грамма с целью сбыта. В тот же день Илиане Шелевер было предъявлено обвинение.
Первоначально гражданка Украины Илиана Шелевер не была обеспечена переводчиком.
Переводчик ей был представлен поздно вечером 10 ноября 2015 года. Между тем из доказательств, являющихся частью обвинительного заключения, очевидно, что протокол проверки багажа Илианы начался составляться 10 ноября, в 15:20. По словам ее адвоката Гаяне Григорян (на фото), просто присутствие переводчика еще не подтверждает то, что все следственные действия в отношении ее подзащитной Илианы были переведены на доступном ей языке, поскольку, как отмечено в представленном в суд ходатайстве, протоколы не были переводены в письменном виде для подзащитной, и поэтому она не могла понять, какой текст был переведен ей переводчиком. Неизвестно, каким образом орган предварительного следствия посчитал инцидент подтвержденным в ходе предварительного следствия, которое длилось всего один день, когда следователь только допросил Илиану Шелевер, которая первоначально заявила, что даже не касалась багажа, не знала в деталях, что она перевозила, поскольку целью ее поездки в Бразилию являлась перевозка типографской краски и радиодеталей, а о таре с предметами гигиены она знала столько, сколько ей было сказано, что в чемодане также находятся подарки для нее. Она даже не касалась вещей в багаже до распоряжения правоохранительных органов Армении. Поэтому не могла знать, что там на самом деле, куда уже говорить об их перевозке через границы трех стран контрабандным путем.
По словам адвоката Илианы Шелевер – Гаяне Григорян, в копии обвинительного заключения, переданного Илиане Шелевер, нет полной даты и подтверждающей обвинительный акт подписи государственного органа. В заключении также отмечается, что Илиана Шелевер обвиняется в том, что с целью доставки из Бразилии контрабандным путем и сбыта в Армении партии наркотиков, она приобрела при невыясненных пока обстоятельствах у неустановленного лица 3004,53 грамма кокаина, который спрятала в багаже, в заранее подготовленных тайниках среди различных предметов гигиены, и 10 ноября 2015 года пыталась ввезти в Армению контрабандным путем через таможенный пункт «Звартноц», прибыв авиарейсом FZ 715 «Дубай-Ереван».
Читайте также
В соответствии с решением суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана от 12 ноября 2015 года Илиана была заключена под стражу на два месяца, назначив временем отсчета ее содержания под арестом 11 ноября 2015 года. Затем содержание под арестом продлевалось несколько раз каждые два месяца.
Адвокат сообщает, что в 20 октября 2016 года уголовное дело было направлено в суд общей юрисдикции административного округа Малатия-Себастия Еревана, которое было предписано судье Р. Папояну. 24 октября 2016 года суд вынес решение о принятии уголовного дела в производство.
Кстати, часть этого дела отделена решением следователя от 3 октября 2016 года о возможном отношении к незаконному обороту и контрабанде наркотиков в крупных размерах лиц под именами Ольга Неволина, Петр Гус, Игорь, Ахмед Юнус, Александрия. 24 октября 2016 года суд вынес решение о принятии уголовного дела.
Приговор объявлен 7 мая 2019 году: суд признал Илиану виновной в совершении преступления по части 3, пункту 2 статьи 266 и части 4, пункту 1 статьи 267.1 Уголовного кодекса РА, и приговорил ее к 8 годам и 6 месяцам лишения свободы, без конфискации имущества, с конфискацией предмета контрабанды – наркотика.
Апелляионную жалобу подает как сторона защиты, так и обвинитель Г. Овакимян.
29 января этого года Апелляционный уголовный суд отклонил апелляции и оставил приговор в силе.
Гаяне Григорян вчера во время онлайн-беседы с «Аравот» рассказала: «Оспоренное решение не было предоставлено Илиане Шелевер в установленный срок и переведено на русский или украинский язык, который ей понятен, несмотря на то, что Илиана Шелевер не говорит по-армянски, и было ей представлено через переводчика с русского на армянский и обратным переводом. Поскольку на территории Республики Армения по решению комендатуры было объявлено чрезвычайное положение, исходя из чувства социальной ответственности перед собой и своим окружением, я не посещала находящуюся в УИУ «Абовян» обвиняемую по этому уголовному делу, а поговорила с ней по телефону. Во время разговора выяснилось, что решение было предоставлено Шелевер в армянском варианте, в связи с чем она представила замечание. Оспариваемое решение было отправлено мне только 23 апреля, которое я получила лишь четыре дня спустя, 27 апреля. Я подала кассацию в Кассационный суд на решение Апелляционного суда, приложил к письму копию конверта почтового отправления RR281052301AM, а также историю почтового отправления RR281052301AM, скопированную с официального сайта ЗАО «Айпост».
Адвокат обжалует отказ по аппеляционной жалобе в части приговора о признании И.Шевелер виновной в предъявленном ей обвинении, в назначении ей наказания, избрания меры пресечения и покрытия судебных издержек.
Адвокат обращает внимание суда на то, что упомянутые им основания в соответствии со статьей 215 Уголовного кодекса РА потеряли силу после изменений и дополнений в Уголовный кодекс РА, принятых Национальным Собранием РА 16.05.2016 и вступивших в законную силу 25.06.2016 года. А в обвинительном заключении во вновь выдвинутом 10 августа 2016 года обвинении Илиане Шелевер по статье 267.1 УК РА, должно было быть указано, какое деяние было совершено по части 1, 2, 3 статьи 267.1 для предъявления обвинения по такой статье.
Согласно жалобе адвоката, в обвинительном заключении не было обосновано, то есть, не было указано, какое было совершено деяние, которое предусмотрено частями 1, 2, 3 статьи 267.1 Уголовного кодекса РА.
«Сопоставляя факты и доказательства, полученные по уголовному делу и рассмотренные в суде, суду первой инстанции должно было быть очевидно, что обвинение против Илианы Шевелер является необоснованным, результатом односторонности, с обвинительным уклоном, приведенных доказательств и фактических данных уголовного дела, поскольку собранные доказательства не подтвердили преступного деяния, в котором была обвинена Илиана Шевелер. Более того, были опровергнуты», – сказала адвокат.
В своей кассационной жалобе Г. Григорян обращает внимание на следующее: «Считаю необходимым упомянуть, что перед прохождением через таможенный контроль в Армении Илиана Шелевер проходила через таможенные пункты двух других государств, ОАЭ и Бразилии, которые тщательно осмотрели Илиану Шелевер и ее вещи, и не обнаружили наркотиков. Как получилось, что после прохождения через два таможенных пункта у моего подзащитного на границе РА был обнаружен наркотик?
Кроме того, поскольку у моего клиента есть проблемы с памятью, все данные она записывала в свою записную книжку, которая была у нее изъята. В ней не содержится армянских имен, адреса или номера телефона. Кому мой клиент должен был сбыть наркотики в Армении? Если она была в Армении впервые, никого не знает. Очевидно, что даже если выяснится, что в багаже Илианы Шелевер находились «кокаиновые» наркотики, что само по себе подозрительно, даже в этом случае с помощью полученных в ходе предварительного следствия и изученных в суде материалов не было приобретено соответствующих, допустимых доказательств того, что в багаже Илианы Шелевер находились наркотики…».
Адвокат сослался на письмо за № 10/2-3605 от 07.09.2016 г. Главного управления по борьбе с организованной преступностью Полиции РА на имя начальника следственного управления СНБ полковника М. Амбарцумяна, в котором сообщил, что в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий оказалось невозможным выяснить, кто должен был встретиться с Илианой Шелевер и получить наркотики. Поэтому, по словам защитника, причастность Шелевер к вменяемому ей преступлению отсутствует, следователь вместо прекращения уголовного преследования в отношении него установил, что собранных доказательств было достаточно для направления уголовного дела в суд с обвинительным заключением.
Защитник также обращает внимание на то, что обнаруженные в багаже контейнеры, обернутые в черный и белый пластик, были упакованы и запечатаны в конвертах с круглой печатью линейного отдела отделения полиции «Звартноц». Нет никаких признаков того, что они были подписаны. Багаж иностранца досматривался до возбуждения уголовного дела, порядок, определенный Уголовно-процессуальным кодексом РА, не соблюдался…
Рузан МИНАСЯН
P.S. На попечении Илианы, которая уже пять лет лишена свободы, находятся члены ее семьи, родители и внук.
Согласно справке № 68, выданной Нижегородско-Апшанской территориальной больницей Республики Украина, Илиана с 2013 года и до сих пор находится на диспансерном учете в Нижегородско-Апшанской территориальной больнице. Диагноз: псориаз нижних конечностей, прогрессирующее течение. У нее недостаточность кровообращения II степени.
Она состоит на учете в филиале тюремной больницы УИУ «Абовян» с многочисленными диагностированными болезнями.
Газета «Аравот»,
26.05.2020г