С 1991 года политическая жизнь Армении строится по канонам «игры с нулевой суммой». В данном случае это означает, что цель у противоборствующих политических сил была только одна: уничтожить друг друга, а вариант мирного сосуществования и соперничества взаимно исключался. Власть всегда говорит: «Какая еще оппозиция? Все они преступники». Оппозиция утверждает то же самое: «Какая еще власть, они все предатели нации, их место в тюрьме». Эта почти тридцатилетняя традиция сформировала устойчивые стереотипы и в обществе. Если кто-то говорит что-то, что не соответствует вашим убеждениям, то за этим стоят преступники и предатели, которых следует уничтожить или хотя бы заставить замолкнуть. Когда время от времени появляются люди, которые не принимают эти крайности, их считают более опасными, потому что они пытаются отвлечь людей от «священной войны».
Но сейчас ситуация в Армении крайне тяжелая из-за коронавируса: неутешительная статистика, уже есть зараженные и, к сожалению, скончавшиеся люди почти у каждого среди наших друзей и знакомых. Эксперты говорят, что в ближайшие недели ожидаются более серьезные испытания. Эпидемия в каком-то смысле является более серьезным вызовом, чем война, в случае которой вы в целом знаете, откуда вам грозит опасность, а сейчас «враг» невидим и в тысячу раз более коварен. Он не обходит никого, от премьер-министра до ночующего на улице нищего. Не говоря уже о том, что наш «физический» военный противник регулярно напоминает нам о своих планах уничтожить армянскую государственность.
На данный момент, я думаю, мы можем отложить в сторону планы уничтожить друг друга и сосредоточиться на двух упомянутых выше проблемах. Я понимаю, что мое мнение не имеет для сторон столь важного значения, но я уверен, что в ближайшие месяцы власть должна отказаться от своей навязчивой идеи «наказать бывших», а оппозиция должна воздержаться от планов по немедленной смене власти и требований об отставке премьер-министра. Напротив, в этой ситуации Николу Пашиняну нужно пожелать крепкого здоровья и помочь своему правительству максимально эффективно бороться с эпидемией. Конечно, должна быть и критика, но критика, которая предложит лучшие формы такой борьбы.
Остальные вопросы можно отложить на будущее.