Президент непризнанной Абхазии Аслан Бжания заявил, что в 2020 году правительство в Абхазии до сих пор не получало финансирования от России, передает издание OC-Media.
На встрече с депутатами парламента 2 июня Бжания предупредил, что запланированное Россией финансирование Абхазии на 2020-2022 годы, как ожидается, будет «в какой-то степени будет пересматриваться».
Несмотря на это, Бжания сказал, что во время недавних визитов в Москву он получил заверения от российских властей, что общий уровень финансирования на 2020 год снижен не будет.
В декабре 2019 года Россия пообещала Абхазии 4,5 млрд рублей (65 млн долларов США) помощи на 2020–2022 годы.
Читайте также
Из этой суммы 1,5 млрд рублей (22 млн долларов США) предусмотрено на обновление дорог Абхазии, создание площадки для захоронения отходов, модернизацию электростанций и распределительных сетей, строительство новой тюрьмы и обновление систем водоснабжения и водоотведения в этом году.
Бжания отметил, что абхазские власти не смогли достичь целей, поставленных программой помощи в последние годы.
Он сказал, что министерства финансов и экономики и другие «компетентные органы» «смотрят, почему так стало происходить», намекая на возможное расследование в отношении предыдущей администрации.
В конце этого месяца Бжания, как ожидается, посетит Россию в третий раз за последние месяцы, чтобы принять участие в параде Победы, посвященном 75-й годовщине победы Советского Союза во Второй мировой войне.
За несколько месяцев до начала глобальной пандемии Кремль внёс несколько существенных изменений, которые могут повлиять на отношение российского правительства к Абхазии.
В их числе — январский отъезд помощника президента России и куратора политики в отношении Абхазии Владислава Суркова.
В том же месяце министерство экономики Северного Кавказа, которое курировало российскую помощь Абхазии, вошло в состав российского министерства экономики.
Во вторник Бжания также подтвердил депутатам, что во время его недавнего визита российские официальные лица подняли вопрос покупки земли и имущества в Абхазии россиянами.
Эта информация была обнародована в период усиления экономической напряжённости — поскольку Абхазия начинает бороться с глобальной пандемией COVID-19, в связи с которой серьёзной проблемой является потенциальная потеря доходов от туризма. Среди предложений Бжании по устранению возникающих в бюджете проблем — формализация торговли между абхазскими фермерами и рынками на контролируемой Грузией территории.
Бюджетный кризис
Пандемия COVID-19 повлекла за собой экономические и бюджетные последствия для Абхазии. В начале апреля правительство Абхазии предоставило малым предприятиям налоговые льготы на два месяца, чтобы облегчить тяжёлую ситуацию, вызванную чрезвычайным положением, объявленным в конце марта.
Во время встречи 2 июня с абхазскими парламентариями Бжания признал, что государственные доходы в апреле и мае сократились вдвое, назвав ситуацию «тревожной».
Он предупредил, что это может иметь «серьёзные» последствия для государственных расходов, но пообещал сохранить расходы на заработную плату государственных служащих, пенсии и здравоохранение.
Он сказал, что правительство ожидает от России помощь для компенсации потерь в бюджете, вызванных мерами, направленными против пандемии, а также 117 млн рублей (1,7 млн долларов США) помощи на борьбу с мраморным клопом — сельскохозяйственным вредителем.
Туризм, — в первую очередь, наплыв российских туристов летом, — остаётся основным источником дохода для экономики Абхазии.
Перспективы туристического сезона этого года стали предметом общественного внимания, так как меры против пандемии, введённые с марта, в значительной степени ограничивают экономическую жизнь Абхазии, и граница с Россией остаётся закрытой с обеих сторон.
Во время встречи 2 июня Бжания сказал, что власти рассматривают открытие границы «синхронно» с российскими властями.
Он сказал, что это будет касаться туристов, у которых есть «COVID–паспорта», — новая международная практика подтверждения того, что у путешественника отрицательный результат тестирования на коронавирус или уже приобретённый иммунитет к этому вирусу.
Олеся Вартанян, аналитик Международной кризисной группы, — группы по миростроительству, — сказала OC Media, что в бюджете правительства Абхазии были проблемы ещё до кризиса COVID-19.
«Финансовая поддержка Абхазии и Южной Осетии Россией сокращается после введения санкций 2014 года и проблем с российской экономикой», — сказала Вартанян.
«Абхазское руководство вступило в кризис COVID с бюджетом, опустевшим после продолжающейся политической нестабильности и трёх голосований, прошедших в регионе с весны 2019 года», — добавила она.
Формализация торговли через Энгури
Во время встречи 2 июня Бжания также рассказал о своём желании официально оформить торговлю между Абхазией и контролируемыми Грузией территориями.
По его словам, «максимум 10%» ежегодного урожая лесного ореха из Абхазии в объеме 11000–12000 тонн экспортируется в Россию. Остальное — «на 1 млрд рублей (14,5 млн долларов США) продукции из Абхазии уходит в Грузию», — сказал он.
Он предложил правительству Абхазии прекратить «делать контрабандистами» тех, кто в настоящее время переправляет сельскохозяйственную продукцию через реку Энгури (Ингур), утверждая, что миллиарды рублей «оседают в карманах людей, которые занимаются по большому счёту контрабандой».
«Почему мимо государственной казны должны проходить такие суммы? Кому мы что хотим доказать таким подходом? […] Я считаю, что это надо пересматривать», — заявил Бжания.
23 марта, через день после того, как он был избран, Бжания повторил предложения о двусторонних переговорах с Тбилиси.
Единственный текущий формат переговоров между грузинскими и абхазскими официальными лицами — Женевские международные дискуссии, сопредседателями которых являются ЕС, ОБСЕ и ООН, и в которых участвуют переговорщики из США и России.
Бжания сказал, что прямые переговоры необходимы для решения проблем, связанных с тем, что жители Абхазии получают медицинские услуги на контролируемой Грузией территории, с передвижением преступников через Энгури и совместным использованием электричества, вырабатываемого плотиной на Энгури.
Прямые переговоры с абхазскими властями являются взрывоопасной темой в Грузии.
Предложения в 2013 году Бидзины Иванишвили, бывшего тогда премьер-министром, а затем в 2018 году премьер-министра Гиоргия Квирикашвили о проведении прямых переговоров с абхазскими властями привели к обвинениям в том, что они ставят под угрозу территориальную целостность Грузии, а также «женевский формат» дискуссий.
В апреле 2018 года, под председательством Гиоргия Квирикашвили, Грузия обнародовала планы предложить «маркировку нейтрального статуса» для товаров, производимых в Абхазии, чтобы они могли экспортироваться через контролируемые Грузией территории. Этот план означал бы, что такие товары могли бы быть экспортированы на рынки ЕС в рамках торговой сделки Грузии с ЕС.
OC Media обратились за комментариями в канцелярию государственного министра Грузии по примирению.
Фото — OC-Media