Статья на армянском языке опубликована на сайте издания Civilnet
Арег Данагулян,
профессор Массачусетского технологического института (MIT)
В марте я писал о коронавирусе, описывая, чего ожидать и чего не ожидать. Я пытался объяснить математическую динамику эпидемии. В то время мы все были очень обеспокоены масштабами эпидемии, уровнем смертности и несерьезным (но ожидаемым) отношением армянского общества к этой серьезной угрозе. Через несколько дней после моей статьи эпидемия замедлилась, и в начале апреля число даже было зафиксировано незначительное, но весьма желательное снижение числа зараженных. Мы все вздохнули с облегчением. И словно это дошло до «дьявольских» ушей. В данном случае «дьявол» – это повсеместное невежество нашего общества. Но откуда идет такое невежество, и до такой степени?
Люди во всем мире одинаковы. Разные культуры, но своими мыслительными способностями и своими инстинктами человек в среднем более или менее одинаков. Конечно, существуют небольшие «генетические различия» между разными народами, но в целом эти различия незначительны. Таким образом, невежество – оно и в Африке невежество, в Америке и в Армении. И везде, в любом уголке мира, где отсутствует дезинфицирующий свет качественного образования, там прорастает и разрастается ядовитая плесень невежества. И невежество приводит к тому, что люди принимают решения не благодаря гибкому анализу богатых данных, а за счет своих инстинктов. Но наши инстинкты, которых может быть достаточно, чтобы охотиться на мамонта или защищаться от разъяренного тигра, абсолютно бессильно, когда мы пытаемся остановить такое бедствие, как эпидемия коронавируса в Армении.
Читайте также
Коронавирус в Армении: все только начинается
Горько, но это так. С самого первого дня, когда весь мир прилагал огромные усилия, чтобы остановить распространение вируса, правительственные мужи в Армении произносили напыщенные речи, мол, «чей это пес – коронавирус». Наконец, под давлением различных международных организаций правительство начало принимать меры. В конце марта был введено чрезвычайное положение, и министерство здравоохранения срочно начало увеличивать количество коек в эпидемиологических и реанимационных отделениях. Но даже здесь был допущен ряд грубых ошибок.
Сначала, почти в каждом сообщении подчеркивалось, что коронавирус представляет опасность только для нездоровых людей. А как воспринимается такая ссылка средним рядовым гражданином? Если принять во внимание, насколько небрежно этот гражданин относится к своему здоровью и безопасности (что заметно по широко распространенному потреблению сигарет и упорному нежеланию пристегивать ремни безопасности), эта информация становится оправданием для игнорирования опасности. Ведь каждый армянский мужчина «знает», что он «здоровый, крепкий парень» (даже если он курит пачку сигарет в день), а значит, коронавирус к нему отношения не имеет, и точка. Второй ошибкой был акцент на том, чтобы «не поддаваться панике». Это напоминает мне старое высказывание альпиниста: если все вокруг вас паникуют, а вы спокойны, значит, вы даже понятия не имеете, что происходит.
Я много говорил о том, что в Армении никогда не было проблемы паники, в Армении есть проблема широко распространенной «разболтанности». Если единственный способ спасти жизнь армянина – это паника, да будет паника.
И, конечно же, самой большой ошибкой была непоследовательность правительства. Карантин с первого же дня контролировался очень плохо, а в апреле превратился в некую формальность. Даже правительственные чиновники не особо следовали своим собственным правилам. Речь идет и о правящей партии, и об (активно манипулирующей и эксплуатирующей сейчас ситуацию) оппозиции. Чего заслуживают слова Царукяна о том, что «коронавирус не зацепит хорошего человека»?
И, конечно же, как не вспомнить майские подвиги наших депутатов: когда стремительно росло число инфицированных людей, вместо того, чтобы заняться этой «мелочью», они устроили в Национальном Собрании геройский боксерский поединок и доказывали свою «мужественность» по всем семи правилам «разборок».
На этом фоне единственным серьезным работником вроде был Арсен Торосян, который отчаянно пытался объяснить серьезность ситуации и информировать общественность. Но говорящему нужен слышащий.
И в результате этого отсутствия серьезности, мы получаем следующую картину. Этот график показывает количество людей, инфицированных в день на душу населения: в Армении, в Турции (зеленый), в Италии (оранжевый) и в Испании (красный). Как видим, мир быстро преодолевает эпидемию, а в Армении она только начинается. Трагический сценарий Италии уже у нас на пороге.
(Источник: 91-divoc.com)
Напомню о том, что я писал в марте: «Понимаете, экспоненциальный рост – это очень, очень жестокая вещь. Он начинается обманчиво, медленно, по мелочам… и как только все кажется в порядке, он словно кобра поднимает свою ядовитую голову». Сейчас правительство вроде наконец-таки предпринимает решительные шаги и пытается контролировать правила изоляции. Произошло как обычно. Вместо того, чтобы извлекать уроки из мирового опыта и своевременно избежать повторения его ошибок, мы начали действовать только тогда, когда нож дошел до кости.
«Ладно, – скажете вы, – поняли. Но какое отношение этот вирус имеет к невежеству или образованию?».
Вот как это связано – и простые граждане, и государственные деятели не следуют советам врачей и ученых по вполне конкретной причине. Из-за слабого образования они не понимают, что такое наука, как она работает, как наука приходит к своим выводам. И поэтому они не доверяют чему-то, что для них является чисто абстрактным, «таинственным» понятием. (Как я уже говорил выше, это не просто армянское явление, достаточно посмотреть трагикомические выступления Дональда Трампа).
Образование и наука
Я получил среднее образование в основном в Армении (и частично во Франции), а уже высшее образование – в США. Меня часто спрашивают, в чем главное отличие армянского и американского образования? Ответ слишком длинный для этой статьи. Но скажем следующее: образовательная программа в Армении в основном базируется на запоминании и повторении различных «фактов». Настоящий образовательный подход должен основываться на анализе и понимании существующих фактов (будь то в точных науках и гуманитарных науках), в результате чего оказывается, что многие факты являются более сложными, чем они кажутся, и нуждаются в критическом анализе.
Основная цель образования – научить людей мыслить, то есть критически использовать свои умственные способности, чтобы прийти к каким-то предположениям и выводам. Понимая в то же время, что в будущем эти выводы могут оказаться неполными, а новая информация и факты могут постоянно изменять эти заключения. Если человек достигает этой цели, он не только становится осведомленным, но и умеет руководствоваться критическим анализом в жизни, всесторонне видеть факты, например, воздерживаться от спекуляций и демагогии. Но хорошо образованные люди могут также хотя бы схематически представить, как работает наука.
И если у человека нет такой возможности, то для него наука – это некая «тайна». Этот человек, например, не понимает, что сегодня все вокруг него является результатом работы ученых. Мобильный телефон у него в руках содержит математические алгоритмы, различные устройства, которые были получены в результате исследования материалов. Препараты, прописанные врачом, являются результатом десятилетий и сотен лет исследований в области биологии и химии. Его автомобиль – результат физики и машиностроения. Электричество для его кофеварки поступает из Мецаморского ядерного реактора. И даже то, что надето на него, является достижением современной химии.
Если вы строите самолет на основе математических расчетов, то он полетит.
Если вы с помощью физики и математики разрабатываете реактор, это выводит вашу страну из «холода и тьмы».
Если вы слушаете историков, которые объясняют вам, как были разработаны и исполнены геноциды, вы можете предотвратить новые геноциды (и когда вы игнорируете, как поступил мир, вы повторяете историю).
Если вы основываете вакцинацию и эпидемиологическую стратегию на расчетах ученых и биологии и следуете советам врачей, то спасаете миллионы и даже миллиарды жизней.
А если вы руководствуетесь своими инстинктами и делаете то, что взбредет в голову, потому что «ну я очень хочу пойти на помолвку шурина», то гарантируете болезненные и бессмысленные потери.
Точно так же, если вы игнорируете предупреждение врача, и курите пачку сигарет в день, ваше общество страдает от самого высокого в мире уровня смертности от рака легких. За последние тридцать лет этот вид рака в Армении убил около 60 000 человек, то есть, вдвое больше, чем в результате резни в Адане в 1909 году.
Это кажется очевидным, но если человек плохо учился в школе по физике, математике и химии, то все это остается для него смутной тайной, а руководствоваться наукой – кажется бессмысленным занятием. Более того, даже невежественный человек любопытен и всегда ищет ответ, и «находит» его в замысловатых теориях заговора, которые он услышал в пересудах соседа дядь-Володи.
А чем эти теории проще, тем лучше. Например, посмотрите, как увлекательно звучат следующее: «Билл Гейтс хочет всех чипировать». Заманчиво, потому что с одной стороны здесь содержится таинственный «чип» в качестве сверхъестественного устройства (если бы человек немного понимал, как работает вокруг него электроника, тогда ему стала бы понятна вся нелепость подобной гипотезы), а с другой стороны создает некий злой актор, которого можно обвинить во всех проблемах в мире. Ведь все же «очень хорошо знают», что богатый человек не может быть хорошим. Ну и что с того, что помощь тысяч богатых иностранцев в свое время спасла и позволила выжить в детских домах сотням тысяч детей, спасшимся от смерти во время геноцида (но для этого нужно знать свою историю).
Будущее
Я везде и по каждому поводу (и без повода) говорю то же самое: будущее Армении – это в первую очередь сильное образование и сильная наука. В данный момент Армению нужно спасать от коронавируса, и, похоже, уже слишком поздно говорить об образовании, так как для его результатов потребуются годы и десятилетия. Но я гарантирую, что такие эпидемии и чрезвычайные ситуации будут продолжаться и в будущем, и чтобы избежать их, необходимо общество, обученное наукам в школе.
Я очень рад видеть в Армении после 2018 года развитие демократии. Но для укрепления этой демократии нам нужен просвещенный, образованный электорат, который знает свою историю и не поддастся на политическую демагогию и дешевые спекуляции. Я также рад видеть, как процветает армянская индустрия информационных технологий. Но эта отрасль не будет процветать до тех пор, пока у нее нет хорошо образованных специалистов, обладающих сложными знаниями. И еще одно: у Армении так много проблем и врагов, что нам недостаточно просто «хорошо», нам нужно лучшее.
И обучение всему этому начинается не на «корпоративных тренингах» и даже не в университетах, а именно с первого дня первого класса в начальной школе.
Фото — Civilnet