В течение последних двух десятилетий у властей Армении время от времени в мыслях проскальзывало, что пресса слишком много оскорбляет и клевещет на них, и поэтому нужно ввести жесткие меры наказания. Сейчас мы вновь приближаемся к очередному такому этапу, который, кстати, является одним из основных показателей застойного периода.
Конечно, как и прежде, власти заявляют, что они не единственные бенефициары этого закона, что он распространяется на всех граждан Армении. Но мы же знаем, что такие иски в основном подаются представителями власти и богатыми, и наши суды настолько «независимы», что с большой вероятностью примут решение против СМИ, отсуживая у них миллионы драмов. Сейчас вместо 3 и 6 миллионов драмов – 5 и 10 миллионов, как полагает вице-спикер НС Ален Симонян.
Предыдущая волна «оскорблений и клеветы» на власти и богатых пришлась на начало 2010-х годов, когда эти виды преступлений были декриминализованы. Тогдашний правозащитник Карен Андреасян обратился в Конституционный суд по этому вопросу и получил более или менее благоприятный для СМИ ответ. Благодаря его усилиям и журналистского сообщества опасные развития удалось в значительной степени предотвратить.
Сейчас ситуация другая. Изменения можно будет провести под «соусом» иных общественных настроений, борьбы с «бывшими» и их СМИ.
Читайте также
В сегодняшней Армении оппозиционные СМИ (которые, согласимся с этим, действуют более свободно) оскорбляют и чернят власти, а провластные СМИ чернят оппозиционеров. «Аравот» никого не оскорбляет и никого не чернит, но это не значит, что на нас не подают в суд, и не будут подавать в будущем. Причины две. Во-первых, мы воспроизводим слова представителя того или иного лагеря, которые могут показаться оскорбительными или дискредитирующими представителю противоположного лагеря. Во-вторых, в частности, границы оскорбления очень расплывчаты. Например, являются ли слова «грабители» в адрес бывших властей или «бездари» в адрес нынешних оскорбительными, или это оценки, которые вполне приемлемы в политической практике? И, наконец, приравниваются ли посты в Фейсбук публикациям в СМИ? Если нет, люди будут пытаться сдерживать себя в средствах массовой информации и станут более развязанными в социальных сетях.
Я знаю, что закон не имеет обратной силы, но давайте сделаем фантастическое предположение. Если бы я подал в суд на всех тех, кто оскорбил меня за последние 30 лет и выиграл эти судебные процессы, то по предлагаемому закону я имел бы на своем счету несколько сотен миллионов драмов. Но я не только не подаю в суд, но и, фактически, не обижаюсь, а искренне желаю авторам «плохих слов» крепкого здоровья, счастья и успехов.