Независимо от того обстоятельства, что настоящей мотивацией осуществленных Национальным Собранием конституционных изменений был просто каприз освободиться от Грайра Товмасяна, проблема, тем не менее, имела место быть. Было нелогичным, чтобы этот орган должен был продолжать действовать по Конституции 1995г и предусматривать для судей, по сути, неограниченный срок, тогда как по действующей Конституции срок ограничивается 12 годами.
Проблема должна была быть решена, но при нескольких условиях: а) не в условиях коронавируса и чрезвычайного положения, б) не оставляя никаких сомнений ни у кого касательно законности решения, в) при консультациях со специалистами, в том числе с судьями КС, которых власть не жалует, г) без яростной политической агитации. Поскольку эти условия не выполнены, говорить о правовой плоскости бессмысленно. В такой ситуации естественно, что юристы также разделились на два лагеря, и на одни и те же пункты Конституции и законов дают диаметрально противоположные комментарии. Нет ни одного юриста, о ком большинство общества скажет, что он беспристрастен. Если даже и есть, то фейсбук-активисты довольно скоро его впихнут в «сержеробовские» или «николовские» окопы.
Конституция 2015 года писалась придворными юристами и была предназначена для обслуживания интересов тогдашней власти. Но кто сказал, что следующая Конституция не будет писаться так же и не будет обслуживать интересы власти? Конституция не может быть написана в целях «наказания грабителей» или «отправки на свалку истории» какой-либо силы. Это правовой документ, определяющий государственный строй. Пока это не усвоено ни одной из сторон, бессмысленно затевать что-либо в направлении поправок, даже если помыслы тех, кто затевает, искренни.
Свидетельством тому – восприятия принятых парламентом поправок к Конституции. Реакция, как всегда, в крайних формах: 1) Все! Крах государства! Произошло свержение конституционного строя, страна погрязла во мраке диктатуры; 2) Новая заря открылась над нашей многострадальной землей, впредь не только Конституционный Суд, но и вся судебная система станет свободной и независимой, и наша страна твердой поступью устремится в демократическое будущее!
Читайте также
В действительности, все не так уж и драматично. Просто мы живем в революционную эпоху, которая имела начало, будет иметь и конец. С точки зрения Истории это всего лишь мгновение.