Более двух лет из уст власти и ее сторонников я слышу: «Старая система сопротивляется, антинародные, контрреволюционные элементы все еще не разгромлены». Поскольку первые 30 лет моей жизни я прожил в Советском Союзе, как и мои сверстники, я изучал историю этой страны. В действительности не только был вынужден делать это, но и мне было интересно, как и сейчас, вероятно, эта история не потеряла актуальность, поскольку живущие в сегодняшней Армении люди либо лично жили в тот период, либо являются наследниками переживших. Кто сопротивлялся? «Буржуи», «кулаки», имеющие сомнительную позицию в отношении ценностей революции священнослужители, интеллигенция, профессиональные военные. Все представители этих групп характеризовались как «недобитая контра».
Вся проблема в том, что после уничтожения всех этих «неблагонадежных элементов» большевики продолжали утверждать, что внутреннее сопротивление и заговоры продолжаются. А кто в таком случае «строил козни»? Естественно, свои же – те люди, вместе с которыми громили представителей «бывшего преступного» царского режима. Они, оказывалось, вначале, правда, были революционерами, затем «предали ценности революции». Такая форма правления постоянно предполагает наличие «диверсантов», «саботажников», «агентов мирового империализма», «пятую колонну» и других внутренних врагов.
Для борьбы с ними были необходимы люди с «новым мышлением, и для их воспитания постоянным нападкам подвергались два основных общественных института – церковь и семья (подробнее об этом – в другой раз). Чем это все завершилось? Во время Великой отечественной войны Сталин понял, что люди не могут защитить свою землю «революционными идеями», что им нужна фундаментальная мотивация, которую обеспечивают традиционные, консервативные ценности. Именно в то время власть начала «делать жесты» церкви, в том числе – Святому Престолу (Эчмиадзина. — Ред) и нашей Диаспоре.
Конечно, сейчас мы живем в совершенно других условиях, и диктатура нам, естественно, не грозит. Но определенные закономерности, тем не менее, повторяются. Сейчас также мы слышим, что «вот, завершатся выборы, вот, того или другого посадим, вот ту или другую силу отправим на свалку истории, вот Конституционный суд разгоним… и начнется новая жизнь счастливая». Но после каждого этапа «выясняется», что внутренние враги и заговорщики все же есть. Чем это завершится? Предлагаю моим читателям говорить об этом.