Официальный Ереван констатирует, что Азербайджан препятствует процессу подготовки народов к миру, а Баку недоволен строительством автомагистрали Республика Армения-Республика Арцах
30 июня состоялась видеоконференция между главами МИД Армении и Азербайджана. Днем ранее сопредседатели Минской Группы ОБСЕ провели отдельные видеоконференции с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Глава МИД Армении Зограб Мнацаканян и сопредседатели МГ ОБСЕ обсудили круг вопросов касательно среды мирного урегулирования Нагорно-Карабахской проблемы, говорилось в сообщении, распространенном МИД Армении.
Зограб Мнацаканян подчеркнул недопустимость воинственных и деструктивных заявлений, озвучиваемых Азербайджаном, отметив, что они наносят ущерб атмосфере мирного процесса и препятствуют реализации обязательства по подготовке народов к миру. «В то же время, министр Мнацаканян подчеркнул необходимость последовательного обеспечения всеобъемлющей безопасности народа Арцаха, в том числе посредством свободного и безопасного передвижения», — говорилось в сообщении, распространенном МИД Армении.
В тот же день сопредседатели через видеосвязь провели встречу также с главой МИД Азербайджана. Согласно сообщениям азербайджанских агентств, Эльмар Мамедъяров поднял вопрос «незаконно строящихся на территории Азербайджана инфраструктурных проектов» со стороны Армении. Официальный Баку, фактически, ведет пропаганду против строительства третьей автомагистрали, связывающей Арцах с Республикой Армения через южные населенные пункты.
Читайте также
Вечером 30 июня уже сопредседатели МГ ОБСЕ распространили заявление о состоявшейся встрече Мнацаканян-Мамедъяров при их участии. Сопредседатели подчеркнули важность формирования и сохранения атмосферы, нацеленной на мир и субстантивные переговоры, позитивно оценили относительную стабильность и выразили удовлетворение, что стороны продолжают использовать имеющиеся прямые каналы коммуникации, чтоб избежать эскалации.
В то же время, основываясь своем заявлении от 9 марта 2019г, выразили озабоченность, что последние провокационные заявления, воинственная риторика могут нарушить переговорный процесс. В релизе говорилось: «Сопредседатели подчеркнули, что военного решения конфликта не существует. Они настоятельно призвали стороны предпринять дополнительные шаги для укрепления режима прекращения огня и подготовки населения к миру. Сопредседатели и министры иностранных дел договорились провести еще одну совместную видеоконференцию в июле и встретиться лично как можно скорее». Сопредседатели МГ ОБСЕ и главы МИД Армении и Азербайджана выразили готовность в июле провести еще одну видеоконференцию.
Помимо того, что в вышеупомянутом заявлении не только зафиксирована необходимость продолжения переговорного процесса, важно, что сопредседатели подчеркнули заявление от 9 марта 2019г. Год назад это заявление было сделано в примечательный момент и в него были включены важные для армянской стороны положения.
Так, 9 марта 2019г, в преддверии встречи Пашинян-Алиев сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с пространным заявлением, в котором положительно оценили отсутствие смертельных случаев на линии соприкосновения, некоторые предварительные шаги, которые «осуществляются для подготовки народов к миру». В то же время, посредники вновь подтвердили крайнюю необходимость снижения напряженности и провокационной риторики. В этом контексте они призвали стороны воздерживаться от заявлений и действий, которые предполагают изменение ситуации, «предопределяют исход будущих переговоров или создают предпосылки, без согласования с другой стороной требуют одностороннее изменение формата или демонстрируют готовность возобновить военные действия».
Здесь сопредседатели косвенно имели в виду периодические заявления Пашиняна о возвращении Арцаха за стол переговоров, «Арцах – это Армения и точка» многократно повторяемые заявления. В марте 2019г посредники также намекнули, что «без согласования с другой стороной одностороннего изменения формата не может быть.
В заявлении, распространенном 30 июня, упоминание заявления от 9 марта 2019г имеет положительное значение и для армянской стороны, поскольку в нем посредники зафиксировали принципы Хельсинкского Заключительного акта, отметив, что «справедливое и долгосрочное решение проблемы должно быть основано на принципах неприменения силы и угрозы силы, территориальной целостности и равноправия и самоопределения народов».
Для официального Баку упоминание «принципа самоопределения», даже вкупе с принципом территориальной целостности, является большой проблемой.
Весной 2019г сопредседатели вместе с принципами урегулирования подчеркнули следующее: «Оно должно включать также дополнительные элементы, как в 2009-2012гг предложили президенты стран-сопредседателей, в том числе: возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, промежуточный статус для Нагорного Карабаха – с предоставлением гарантий безопасности и самоуправления, коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом, будущее уточнение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством юридически обязывающего волеизъявления, право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в прежние места жительства, а также международные гарантии безопасности, которые будут включать миротворческую операцию».
Уточнение окончательного правового статуса Арцаха посредством юридически обязывающего волеизъявления также является формулировкой, нервирующей азербайджанские власти.
Что касается периодически звучащей от официального Еревана темы необходимости возвращения Арцаха за стол переговоров, то посредники хоть и публично отвергли ее, но это не означает, что армянская сторона должна предавать ее забвению в последующем переговорном процессе.
Переговоры, таким образом, продолжаются на фоне жесткой антиармянской пропаганды со стороны Алиева, предъявления территориальных претензий к Армении в последние месяцы. Очевидно, у официального Баку есть недовольство в связи с лелеемыми ожиданиями и надеждами в переговорном процессе. Следовательно, армянская сторона должна быть бдительной, не давая оснований для обвинений, звучащих из Баку, в том, что переговорный процесс срывается, одновременно, соблюдая важные для армянской стороны принципы и не уступая их.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
02.07.2020г