Как избежать девальвации идеи массовой репатриации в условиях COVID-19?
К сожалению, приходится констатировать процесс очередной девальвации в общественном сознании одной жизненно важной для армянской нации идеи – идеи массовой репатриации в Армению. На протяжении десяти последних лет нам громогласно объявляли о планах доведения численности населения Армении с упором на репатриацию до 4 миллионов к 2040 году, позднее подняв планку до 5 миллионов к 2050 году. 10 мая 2018 года, на третий день после избрания, премьер-министр страны сделал стратегически важное заявление о том, что массовая репатриация должна стать новой армянской национальной идеей, но воз и ныне там … Армянское государство уже в который раз продолжает беспечно разбазаривать редкие, но уникальные возможности по реализации данной мечты на протяжении последних 30 лет и выступать в качестве статиста, а наше общество в Армении и диаспоре в это судьбоносное время, продолжает радикализироваться и растрачивать свою энергию на абсолютно третьесортные жаркие споры по второстепенным вопросам. В этой ситуации, считаю критически важным начать дискуссии по этим тематикам сегодня и приглашаю всех заинтересованных присоединиться.
Многие говорят, что сейчас уж точно не время даже думать о репатриации, сейчас и в Армении масса нарастающих социально-экономических проблем и неясные перспективы выхода из пандемии. По моему убеждению, другого времени у нас не будет. Это уникальная возможность, которой можно либо воспользоваться, либо бездарно прозевать, как это мы неоднократно делали в прошлом с армянами, беженцами из Азербайджана в 1988-91 гг., иракскими армянами в 2003-07 гг. и сирийскими армянами в 2012-16 гг. Из более чем 400,000 армян, которые переехали в Армению вследствие форсмажорных ситуаций с момента восстановления независимости страны, на сегодня осталось не более четверти и далеко не все из них полностью интегрированы в наше общество.
Почему наш опыт идет в разрез с опытом Израиля по организации массовой репатриации 3 миллионов евреев за последние 70 лет? Почему развалом СССР смогли воспользоваться воссоединенная Германия и Греция, репатриировав 4,5 миллионов советских немцев и 500 тысяч понтийских греков? Почему и зачем Израиль реализовал операции «волшебный ковер» по эвакуации 50.000 евреев из Йемена (1949-50), «Моисей» (1984) и «Соломон» (1991) в рамках которых, воздушным путем за считанные дни были вывезены более 32,000 евреев из Эфиопии (естественно бесплатно для участников «чартеров»)? Как так выходит, что Республика Армения с бюджетом в 4 млрд долл. занимает крайне пассивную позицию, искусственно ограничивает число рейсов в Армению и полагается на пару десятков наших пассионарных российских соотечественников-активистов, деятельность нескольких организаций и усилия посла Армении в России в деле возвращения, например, 25,000 граждан Армении проживающих сегодня в России и изъявивших желание вернуться на Родину через Посольство Армении в России, находящихся сегодня в мирных условиях в России? Почему у Индии, страны, в которой огромные социально экономические проблемы и высокий уровень крайней бедности, есть специальный фонд финансовой и юридической поддержки соотечественников за рубежом, а армянское государство и диаспоральные организации даже близко не стоят в постановке и решении подобной задачи? Почему Армения занимает страусиную политику по отношению к тысячам потенциальных репатриантов из Ливана и Ирана? В чем разница между добровольной репатриацией и возвращением трудовых мигрантов в Армению, какова должна быть стратегия страны по работе с каждой из этих категорий? Должны ли мы репатриировать в Армению только этнических армян или также таргетировать бывших граждан Армении и их потомков других национальностей? Почему проект закона «О репатриации» уже почти 10 лет никак не дойдет до обсуждения и принятия в Парламенте Армении? В конце концов, нужна ли нам массовая репатриация или нужно сконцентрироваться на целевой репатриации профессионалов в Армению?
Читайте также
Посвятив последние 10 лет своей профессиональной жизни этой тематике, буду рад раскрыть скобки по этим и другим вопросам опираясь как на армянский, так и международный опыт. Напоследок, хочу лишь сказать, что по моему глубокому убеждению, построение Армении будущего и решение экзистенциальных задач для нашей нации невозможно без постановки и решения вопроса репатриации.
Вартан Марашлян
Источник — RepatArmenia.org