Уголовное преследование в отношении лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна открыло довольно интересный угол зрения на незаметные до сих пор нюансы армяно-российских отношений.
Дело Царукяна
Сотрудники Службы национальной безопасности (СНБ) Армении 14 июня провели обыск в особняке лидера партии «Процветющая Армения» (ППА) Гагика Царукяна. Согласно сообщениям СНБ, в принадлежащих Царукяну компаниях были выявлены нарушения, причинившие ущерб государству в миллиарды драмов, а также собраны доказательства раздачи взяток избирателям со стороны ППА во время парламентских выборов 2017 года. После этих разоблачений ППА выступила с заявлением касательно политических преследований, связав происходящее с более ранней критикой властей, озвученной в адрес Царукяна 5 июня.
16 июня Национальное Собрание Армении 87 голосами «за» одобрило ходатайство Генерального прокурора о лишении Царукяна депутатского иммунитета и возбуждении в отношении него уголовного преследования.
Читайте также
Дело России
Примечательно, что на эти внутриармянские развития стала довольно активно реагировать Россия.
Так, 17 июня, когда Царукян уже был лишен депутатской неприкосновенности, состоялась встреча между посолом России в Армении Сергеем Копиркиным и депутатами от ППА Микаелом Мелкумяном и Ваге Энфиаджяном, в ходе которой, согласно заявлению посольства, парламентарии «поделились своим видением некоторых вопросов внутриполитической повестки дня страны».
Примечательно, что 18 июня с заявлением касательно событий, развивающихся вокруг лидера ППА, выступила также Комиссия Президиума Генерального совета «Единой России» по международной деятельности. «Уважая принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств, выражаем надежду, что ситуация, сложившаяся вокруг «Процветающей Армении» и ее лидера Гагика Царукяна, будет разрешена в строгом соответствии с законом, с уважением политического многообразия и свободы общественной деятельност», – говорится в заявлении.
Какое у нее до этого дело?
Хотя из вышеизложенного можно сделать вывод, что Россия в целом активно реагирует на внутренние события в Армении, особенно с точки зрения сօблюдения демократии и верховенства закона, тем не менее история показывает, что произошедшие в прошлом политические и общественные события в Армении не всегда получали соразменую реакцию российской стороны.
Например, в 2015 году, когда в Ереване разгорелись акции протеста против подорожания электроэнергии, полиция применила грубую силу против многочисленных протестующих, вплоть до использования водометов. В связи с акциями протеста, получившими название «Электрик Ереван», ряд международных организаций выступили с заявлениями, осуждающими насилие, применное 23 июня 2015 года в отношении протестующих и журналистов. С такими заявлениями, в частности, выступили посольство США в Армении, делегация ЕС, посольство Великобритании, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, «Репортеры без границ», правозащитная организация Human Rights Watch и другие.
В то же время получаемые в эти дни сигналы из России были совершенно другими, и в них не было никаких опасений по поводу собраний и свободы слова, воздержания от насилия и так далее. Вместо этого министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что в Армении делается попытка «политизировать» акции протеста, носящие экономических характер, подобно украинскому Майдану. Однако, как в дальнейшем показало время, эта озадаченность Лаврова лишена каких-либо оснований, а заявление о происходящих в Армении событиях далеко от объективности и адекватности.
Была неоднозначной реакция российской стороны на массовые протесты, последовавшие после захвата в июле 2016 года группой «Сасна Црер» здания полка Патрульной-Постовой службы (ППС) в Ереване, и предпринятые против них несоразмерные меры со стороны властей.
Отметим, что в июле 2016 года после захвата полка ППС на улице Хоренаци и в Сари-Таге прошли ряд крупных акций протестов, в ходе которых полиция применила слезоточивый газ, а также свето-шумовые гранаты. В результате столкновений пострадали множество граждан и полицейских.
В связи с этими событиями официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что они осуждают применение насилия в политических целях и призвал власти Армении реагировать на ситуацию с должной сдержанностью. В свою очередь посол США в Армении добавил, что «все люди в Армении уважали закон, чтобы ситуация стабилизировалась мирным путем».
Делегация Европейского Союза в Армении также осудила применение силы в Ереване. Делегация ЕС также призвала протестующих «воздерживаться от насильственных действий при реализации своих гражданских прав» и осудила правонарушения со стороны полиции, в том числе, например, непристойное отношение к подвергнутым приводу и отказ в медицинской и юридической помощи.
В те дни реакция российской стороны, в отличие от американских и европейских коллег, была строго односторонней и никоим образом не касалась нарушений прав граждан во время мирных акций протестов, а лишь осуждала захват полка ППС. Более того, пресс-секретарь МИД России Мария Захарова заявила, что «Россия надеется, что власти Армении позволят в самое ближайшее время разблокировать ситуацию, освободить заложников, провести исчерпывающее расследование инцидента и наказать виновных». Ни единого слова или намека на нарушение прав человека в те дни в Ереване сделано не было.
Фактически у нее есть до этого дело?
Таким образом, довольно деликатная и достаточно заботливая реакция российской стороны на ситуацию вокруг лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна может указывать на настороженную обеспокоенность России гипотетической несправедливостью и развитиями, происходящими во внутриполитических процессах Армении. К сожалению, тезис обеспокоенности стратегического партнера Армении касательно какой-либо несправедливости, проявляемой в Армении, не может быть развит, поскольку каким-то необъяснимым образом многие бывшие должностные лица Армении, преследуемые по коррупционным и уголовным делам, скрываются от армянского правосудия именно в России.
Ваге Гукасян