По убеждению эксперта по Турции Айка Габриеляна, этот вопрос со временем может стать все более проблемным внутри Турции
— В середине июня стало известно, что в Турции на президентском уровне обсуждалась стратегия противодействия вызовам в вопросе Геноцида армян. Этот вопрос оказался в повестке заседания Высшего консультационного органа при аппарате президента в Анкаре. После продлившегося около 5 часов заседания за закрытыми дверями глава отдела по коммуникациям аппарата президента Фахреттин Алтун отметил: «На совещании обсуждались масштабные шаги, цель которых – предотвратить основанную на не связанных с действительностью утверждениях пропаганду со стороны армянского лобби и спекулирующих на этом вопросе в политических целях стран, применяющих события 1915 года как инструмент для очернения Турции и нашего народа. Обсуждались проекты и мероприятия, которые дадут возможность достоверно представить историческую и правовую стороны вопроса турецкой и международной общественности». Господин Габриелян, в вопросе Геноцида армян в турецкой политике происходят изменения? Какие действия могут быть организованы?
— По моему мнению, в вопросе Геноцида армян в турецкой политике уже есть определенные изменения, поскольку Эрдоган все более ужесточает свою позицию в этом вопросе. Вспомним его последние оскорбительные заявления (избежавшие меча и т.д.), и также упомянутая Вами встреча. Эрдоган прежде всего увидел, что в данном вопросе шагами, угождающими армянам (разного рода заявлениями, посланиями «соболезнующего» характера), он ничего не добивается: армянская сторона не поддается на них и продолжает свои шаги, направленные на международное признание Геноцида армян. Поэтому Эрдоган решил «оборонительную» тактику в вопросе Геноцида армян сменить на «наступательную».
Процесс признания Геноцида армян продолжается в мире, причем, для Турции становится все более проблематичным не столько сугубо количество государств, а то – какие конкретно страны признают Геноцид армян. Эрдогана особо встревожили резолюции о Геноциде армян, принятые в последнее время в Конгрессе США, которые, по словам турецкого историка Танера Акчама, для американских армян открывают дорогу для предъявления судебных исков против Турции.
Читайте также
Кроме того, Эрдогана может встревожить то, что приближается 100-летие заключения Севрского договора и арбитражного решения Вудро Вильсона (а также Московского и Карсского незаконных договоров), и что Республика Армения может впредь последовать правовым путем, путем подготовки правовых пакетов, поскольку правовая сторона является нашей самой сильной, а для Турции, следовательно, самой слабой стороной. Эрдоган рассматривает Армению, пожалуй, как авангард в вопросе геноцида и имеет опасения, что шаги армянской стороны могут стать воодушевляющими также для других народов, подвергнутых геноциду в Османской империи.
Отметим также, что вопрос Геноцида армян со временем может создать проблемы внутри Турции, и как недавно призналась турецкая сторона, он может вызвать раскол в Турции (по словам представителей турецких властей, «гюленовцы также лоббируют тему Геноцида армян»). В наш век современных технологий в Турции люди получают все больше возможностей ознакомиться с фактами Геноцида армян. Этому способствуют также труды турецких авторов и особенно того же Танера Акчама, представляющие тезисы, которым турецкая сторона, по сути, ничего не может противопоставить.
Исходя из этого, полагаю, что когда Эрдоган делает заявления о формировании совместной комиссии историков, открытии архивов, то ему нужно предложить, чтобы в вопросе Геноцида армян прежде всего попытался сформировать консенсус во «внутреннем» фронте (с турецкими историками, признающими факт геноцида) и только потом вспоминает фронт «внешний» — об Армении (в вопросе геноцида в Армении есть консенсус, армянские историки его факт не оспаривают).
Фактически, создаваемая в Турции новая структура будет иметь два основных фронта борьбы: «внутренний» (турецкая общественность) и «внешний» (международная общественность). Турция и без того ранее не признавала факт Геноцида армян, а сейчас к этому добавились два весомых фактора, которые еще более усложняют ситуацию. Речь идет о неоосманских (султан) и панисламистских (халиф) взглядах Эрдогана, тогда как Геноцид армян в его расчетах бросает тень как на османское прошлое, так и на Ислам (ведь в связи с геноцидом в Дарфуре Эрдоган заявлял, что «мусульманин не может совершать геноцид»). Проблема Геноцида армян – это проблема еще и для «Новой Турции» Эрдогана, которая по его замыслу должна быть «безупречной».
— 2023 год – важный для истории Турции, будут отмечать 100-летие основания республики. Кроме того, пройдут выборы. Правящая политическая сила какие вообще имеет устремления – внутри страны, во внутренней политике в региональном контексте и во внешней политике?
— Победа в выборах 2023г для Эрдогана является целью номер один (они могут быть проведены также как внеочередные). В случае победы на этих выборах Эрдоган может объявить о создании «Новой Турции». И фактически, «Новая Турция» Эрдогана станет противовесом «Старой Турции» Мустафы Кемаля Ататюрка. Именно по этой причине Эрдоган торопится реализовать в стране до 2023г ряд мегапроектов (первая АЭС, третий аэропорт и третий мост Стамбула, автомобильный тоннель «Евразия», мост «Дарданеллы 1915», Стамбульский канал, первый авианосец и самолет-истребитель собственного производства и т.д.). По мнению Эрдогана, «Старая Турция» Ататюрка за свою историю не имела какого-либо серьезного успеха, и он посредством этих мегапроектов продемонстрирует, какой будет его «Новая Турция».
В целом, сверхцель Эрдогана – оставить глубокий след в истории, возможно, еще более глубокий, чем Ататюрк и, в определенном контексте, османские султаны. И естественно, что Эрдоган будет продолжать свои агрессивные действия на внешнеполитическом поле, ему постоянно будут нужны «внешние враги», чтобы показать, что «страна целиком окружена желающими ее расчленить врагами, а он героически им противостоит и этого не позволяет». Наличие «внешнего врага» Эрдогану помогает избегать ответственности за существующие проблемы в экономике страны, возлагая их на «внешние силы зла».
— Господин Габриелян, пока официальная Анкара готовится к противостоянию вызовам в вопросе Геноцида армян, у нас звучит критика, что Армения сегодня не имеет какой-либо структуры, занимающейся вопросами Геноцида армян, что власти уповают на Диаспору и комиссии Ай Дата. Как Вы оцениваете политику властей Армении?
— В Турции давно известен «Синдром Севрофобии», и в этом году он усилится в связи со 100-летием подписания Севрского договора. Полагаю, что Армения на государственном уровне должна еще больше склоняться к правовому решению вопроса и подготовить необходимый пакет своих правовых требований, уточнить свои требования к Турции. Естественно, это станет настоящей головной болью для турецкой стороны, которая в результате может пойти на определенные уступки Армении (скажем, открыть границу с Арменией), попытаться задобрить Армению, чтобы она отстала от этого пути.
В Турции давно считают, что армянская сторона руководствуется своей «дорожной картой» признания геноцида, которую турецкая сторона называет 4Т. Речь идет о четырех этапах: 1Т – Tanıtım (информирование), 2Т – Tanınma (признание), 3Т – Tazminat (компенсация), 4Т – Toprak (территория, земля). Короче говоря, в Турции считают, что на первых двух этапах армянская сторона поставила задачу представить и добиться признания геноцида, а на третьем и четвертом этапах – добиться получения компенсации, в том числе в виде территорий.
По моему мнению, Эрдоган также для противодействия плану «Армянских 4Т» выдвинул свой – турецкий план 4Т – Tek Devlet (одно/единое государство), Tek Vatan (одна родина), Tek Millet (одна нация), Tek Bayrak (один флаг). Иначе говоря, девиз Эрдогана – «Турция для турок, Турция неделима». Кстати, после свержения экс-президента Египта Мухаммеда Мурси Эрдоган, который во многом поддерживал его, начал использовать знак «Рабийя» в поддержку «Братьев-мусульман» (показывают поднятые вверх четыре пальца с согнутым большим пальцем), а турецкая пресса на каждом из этих поднятых четырех пальцев размещает пункты этих турецких 4Т. Так что нужно быть готовыми к столкновению этих армянского и турецкого планов 4Т, и создание вышеуказанной структуры в Турции свидетельствует о том, что это столкновение обострится в ближайшем будущем.
Продолжение – в следующем номере
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
Фото Айка Габриеляна – из страницы Армянского Института международных отношений и безопасности