Fact Investigation Platform. После революции часто затрагивается тема повышения зарплат и премий высокопоставленным должностным лицам.
В прошлом году поднялась большая шумиха, когда сайт Hetq.am выяснил, что премьер-министр секретным распоряжением почти вдвое увеличил зарплаты министров, их заместителей и губернаторов.
Говоря о повышении зарплат высокопоставленных должностных лиц, премьер-министр Никол Пашинян всегда отмечает, что из правительства в частный сектор наблюдается большой поток, который связан с низкими зарплатами.
«Люди идут работать в частный сектор, потому что им платят 400 тысяч драмов. Они говорят, что им прямо сейчас предлагают 1 миллион 200 тысяч драмов, почему они должны остаться? Скажем, кто останется здесь работать?», — сказал Пашинян.
Читайте также
Из слов премьер-министра складывается впечатление, что высокопоставленные должностные лица, перейдя в государственную систему, пошли на «жертвы», отказавшись от высокооплачиваемой работы в частном секторе.
А поскольку на официальном сайте Комиссии по предупреждению коррупции уже опубликованы декларации о доходах должностных лиц за 2019 год, «Платформа проверки фактов» решила выяснить, какую зарплату получали министры до назначения на эту должность, и сколько составили зарплата и приравненные к ней выплаты (в дальнейшем зарплата) в 2019 году уже на посту министра.
Поскольку секретное распоряжение премьер-министра об удвоении зарплат министров было подписано в июле прошлого года, для того, чтобы выяснить размер средней месячной зарплаты последних, мы разделим годовую зарплату на 12 месяцев.
«Революционные» министры
Арсен Торосян, назначенный после революции на пост министра здравоохранения, является единственным в списке министров, чья зарплата почти не изменилась при переходе из частного сектора в правительство. До того, как стать министром, Торосян был директором лечебно-диагностического центра «МИБС», где, согласно декларации, его зарплата составляла в среднем 1 миллион 516 тысяч драмов. В прошлом году средняя месячная зарплата Торосяна на посту министра составила 1 миллион 515 тысяч драмов.
До революции министр юстиции Рустам Бадасян работал в частной юридической конторе, где зарплата последнего, согласно представленной декларации, составляла около 430 тыс. драмов. Бадасян был назначен министром юстиции в июне 2019 года, и согласно представленной им декларации, в 2019 году после вступления в должность министра его среднемесячная зарплата составила 1 миллион 372 тысячи драмов.
Министр территориального управления и инфраструктур Сурен Папикян был назначен на этот пост 12 мая 2018 года. При втуплении в эту должность, он задекларировал доход, получаемый с трех мест, общая сумма которых составила 1 миллион 801 тысяча драмов, то есть его среднемесячная зарплата составляла 409 тысяч драмов. Из декларации, представленной в прошлом году, мы узнаем, что Папикян на посту министра получал среднемесячную зарплату в 1 миллион 591 тысячу драмов.
Министр транспорта, связи и информационных технологий Акоб Аршакян до революции занимал должность исполнительного директора в основанной им компании «Araksis Engineering», и согласно представленной декларации, его среднемесячный доход составлял 356 000 драмов. Уже на посту министра, согласно декларации за 2019 год, среднемесячная зарплата Аршакяна составляла 1 миллион 398 тысяч драмов.
До революции министр труда и социальных вопросов Заруи Батоян работала в нескольких организациях по защите прав инвалидов. После революции Заруи Батоян была назначена заместителем министра труда и социальных вопросов. Согласно деларации, до назначения на должность средняя месячная зарплата Батоян составляла 167 тыс. драмов. В 2019 году, уже занимая пост министра, среднемесячная зарплата Батоян составляла около 1 миллиона 500 тысяч драмов.
До революции министр образования, науки, культуры и спорта Араик Арутюнян работал в Ереванском государственном университете и в Антикоррупционном центре Transparency International. Согласно декларации, среднемесячный доход Арутюняна до назначения на должность министра составлял 156 000 драмов. А уже на посту министра, согласно декларации за 2019 год, среднемесячная зарплата Арутюняна составляла 1 миллион 406 тысяч драмов.
«Старожилы» государственной системы
В нынешнем составе правительства 6 из 12 министров и до революции работали в государственной системе. В их случае мы рассчитаем среднюю зарплату, которую они получали на последней должности, занимаемой до назначения министром.
Так, самую высокую зарплату из нынешних министров до назначения на этот пост получал министр иностранных дел Зограб Мнацаканян, который до этого был постоянным представителем Армении в ООН. Мнацаканян вступил в должность министра иностранных дел сразу после революции – 12 мая. Из последней декларации мы видим, что в 2018 году, прежде чем занять пост министра, он получал зарплату в размере 17 108 долларов. Это означает, что среднемесячная зарплата Мнацаканяна составляла около 3 890 долларов, или около 1 млн 890 тыс. драмов.
В 2019 году Мнацаканян задекларировал доход в размере 16 776 991 драм, то есть средняя месячная зарплата составляла около 1 млн 398 тыс. драмов.
После Мнацаканяна самую высокую зарплату получал министр финансов Атом Джанджугазян, который до революции занимал должность первого заместителя министра финансов. Джанджугазян, назначенный министром финансов 12 мая 2018 года, декларацию о вступлении в должность не подавал, однако в 2017 году, занимая пост первого заместителя министра финансов, задекларировал доход в размере 15 млн 211 тыс. драмов, то есть его среднемесячняя зарплата до назначения на должность министра составляла 1 миллион 268 тыс. драмов. Из декларации, представленной в этом году, мы узнаем, что в 2019 году среднемесячная зарплата министра Джанджугазяна составляла 1 млн 266 тыс. драмов.
Министр обороны Давид Тоноян до назначения на этот пост занимал должность министра по чрезвычайным ситуациям. Тоноян также не представил новую декларацию при вступлении в должность министра обороны, однако в 2017 году, занимая пост министра по чрезвычайным ситуациям, он здекларировал зарплату в 7 млн 933 тыс. драмов, то есть его среднемесячная зарплата составляла 661 тыс. драмов. Согласно декларации за 2019 год, средняя месячная зарплата Тонояна в должности министра обороны составила 1 млн 666 тыс. драмов.
До революции министр экономики Тигран Хачатрян занимал должность первого заместителя министра того же министерства (в то время – Министерство экономического развития и инвестиций). После революции, 16 мая, Хачатрян прекратил занимать эту должность. Из декларации по состоянию на день прекращения должностных обязанностей мы видим, что среднемесячная зарплата Хачатряна составляла 602 тыс. драмов. В сентябре-октябре того же года Хачатрян занимал должность директора компании «Ай-Тек», получая зарплату в 785 тыс. драмов.
15 октября 2018 года Тигран Хачатрян был назначен министром экономического развития и инвестиций. Из прошлогодней декларации мы узнаем, что в 2019 году среднемесячная зарплата Хачатряна на посту министра составляла 1 млн 398 тыс. драмов.
Министр по чрезвычайным ситуациям Феликс Цолакян был назначен на эту должность 4 октября 2018 года. До этого Цолакян был депутатом Национального Собрания и, согласно декларации за 2018 год, получал зарплату в 525 тысяч драмов. В прошлом году среднемесячная зарплата Феликса Цолакяна на посту министра по чрезвычайным ситуациям составила 1 млн 371 тыс. драмов.
Бывший министр окружающей среды Эрик Григорян был назначен на эту должность в мае 2018 года. До этого он занимал должность первого заместителя министра охраны природы и, согласно декларации, получал зарплату в 860 тыс. драмов. В 2019 году среднемесячная зарплата Григоряна составляла 1 млн 536 тыс. драмов.
Таким образом, анализируя вышеуказанные данные, получается, что разъяснение премьер-министра по поводу высокой зарплаты министров, согласно которому эти специалисты могли бы получать более высокую зарплату в частном секторе, является неуместным. Более того, обоснование Никола Пашиняна, пожалуй, относится только к министру здравоохранения Арсену Торосяну, чью зарплату в частном секторе можно сравнить с министерской зарплатой.
Севада Казарян