Тегеран может предотвратить продолжение войны, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, с помощью дипломатической инициативы и посреднической миссии
Начиная с 12.07.2020 г. между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой произошел ряд новых столкновений в районе села Мовсес Тавушского марза. Такие столкновения после прекращения войны в апреле 2016 года являются беспрецедентными, поскольку они произошли за пределами территории Республики Арцах, внутри государственных границ Республики Армения. Признаки пограничных столкновений имелись еще несколько месяцев назад, когда между двумя сторонами усиливалась военная риторика.
Во время недавней церемонии открытия военного центра президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил, что «столица Армении является частью исторических земель его страны», что в данном случае можно считать серьезнейшей угрозой.
Значение и различие недавних столкновений с аналогичными случаями в прошлом заключается в их географическом положении, поскольку в последний период проблема так называемых претензий на оспариваемые территории вышла за географические рамки конфликта, вобрав в себя такие регионы, как Тавушский марз и город Ереван. Эта политика официального Баку остановит весь переговорный процесс, и на практике она направлена на полный выход из переговоров.
Читайте также
Пригранично-территориальные споры между бывшими советскими республиками существовали всегда, но по большей части эти разногласия были забыты или сглажены. Развитие пограничных споров между двумя сторонами по поводу небольших территорий, унаследованных от советского периода, в настоящее время препятствует разрешению основного конфликта и установлению мира в регионе.
В СССР Сталин для поддержания в активном состоянии разногласий между различными национальными группами проводил особую политику перекраивания имеющихся границ и превращения Москвы в окончательную инстанцию по их решению. Если и сегодня бывшие советские республики не примут нынешнее состояние границ и, по романтическим причинам, будут преследовать цель по их расширению, то пламя войны в регионе никогда не погаснет и создаст трудности для соседей.
Хотя неоднократные заявления Али о присоединении Еревана к Азербайджанской Республике вдохновляют азербайджанцев, они вовсе не направлены на создание дружественной атмосферы, которая является необходимым условием для урегулирования любого геополитического конфликта.
После распада СССР Южный Кавказ превратился в нестабильную зону, где в любой момент есть вероятность столкновения. Особенностью нестабильных зон является возможность быстрых локальных столкновений и их распространение на другие регионы, поэтому, если конфликты не будут разрешены, не контролируются, то возникнут основы для превращения конфликта в международный кризис. Хотя после прихода к власти в Армении Никола Пашиняна возникли предположения об уступках с противоположной стороны конфликта, однако он осложнил положение Баку, когда поднял вопрос о возвращении за стол переговоров представителя Республики Арцах. Баку не готов к участию в переговорах представителя Арцаха, поскольку они очевидным образом подходят к этому вопросу более жестко.
Президентские выборы в апреле 2020 года в Республике Арцах, а затем вступление в должность новоизбранного президента спровоцировали гнев Баку. Следует отметить, что оппозиционные партии Азербайджанской Республики тоже обвиняют действующую власть в бездействии при столкновениях. С другой стороны, большие военные расходы повысили определенные ожидания в политических кругах Баку.
В то же время между сторонами сохраняется баланс сил. Россия и США работают над поддержанием баланса посредством оказания финансовой помощи по военной линии обеим сторонам. ИРИ также проводит сбалансированную политику в этом отношении. Известно, что военные методы больше не являются подходящими инструментами для разрешения конфликта, и лучшим решением по-прежнему остаются переговоры. Тем не менее, Баку практически покинул стол переговоров, подтвердив свое стремление к военному решению конфликта.
Реальность такова, что обе стороны все еще далеки от окончательного урегулирования конфликта, поскольку нет ни атмосферы добрососедства, ни возможности географического разделения между сторонами, ни очевидного дисбаланса сил.
На этом этапе нужно исключить войну, а конфликт должен в «замороженном» состоянии управляться до тех пор, пока не изменятся условия и ситуация.
Опыт показал, что военный путь не эффективен для Баку. Ни военная эскалация в апреле 2016 года, ни в августе 2019 года не способствовали решению вопроса, они имели для Баку исключительно нулевую выгоду.
Исламская Республика Иран занимает сбалансированную позицию по этому конфликту, что привело к росту доверия к Ирану с обеих сторон. У Ирана нет одностороннего подхода, как у Турции, но он выступает за мирное урегулирование конфликта, официально объявив о варианте урегулирование конфликта путем переговоров и без вмешательства внерегиональных сил.
Таким образом, Тегеран может предотвратить продолжение войны, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, с помощью дипломатической инициативы и посреднической миссии.
Салар СЕЙФОДДИНИ
Старший эксперт Центра Кавказских Исследований, ИРИ