В Азербайджане сменился министр иностранных дел. В принципе это для нас ничего не значит. Независимо от того, является ли глава внешнеполитического ведомства этой страны профессиональным дипломатом или налоговым инспектором, внешняя политика этой страны определяется президентом, а мнение Ильхама Алиева об Арцахе и Армении хорошо известно: «Карабах – наш, а также Зангезур, Ереван и Севан».
Нельзя сказать, что Эльмар Мамедъяров демонстрировал большую гибкость в упомянутых вопросах. По крайней мере, в своих публичных выступлениях он повторял известные мифы об «оккупации», «беженцах» и «4 резолюциях ООН» и не был готов обсуждать ни вопросы самоопределения народа Арцаха, ни даже поддержания и укрепления режима прекращения огня. На мой взгляд, повторение этих «мантр» не требует отдельного дипломатического мастерства, а от нового министра иностранных дел Джейхуна Байрамова не требуется креативности, чтобы в муках рождать уникальные идеи.
При всем этом, насколько я понимаю из недавней речи Алиева, он, похоже, недоволен тем, что Мамедъяров был склонен обсуждать с армянской стороной некоторые вопросы при посредничестве сопредседателей Минской группы. Значит ли это, что дипломатические контакты будут вообще прерваны? Думаю, нет. Минская группа является международно принятым форматом переговоров, и как бы ни был недоволен Азербайджан в связи с отсутствием переговоров, он должен укладываться в этот формат. Особой надежды на то, что в обозримом будущем начнутся предметные переговоры по нагорно-карабахскому конфликту, нет, но будут контакты, направленные на поддержание прекращения огня, и нашей дипломатии здесь многое предстоит сделать. Конечно, следует помнить, с кем мы имеем дело: Азербайджан может в любой момент нарушить любое письменное или устное соглашение. Но это тоже задача дипломатов – показать, кто, когда и при каких обстоятельствах нарушил режим прекращения огня.
В своем выступлении о «снятии Мамедъярова» президент Азербайджана также рассказал о пропаганде, которая, безусловно, является важным компонентом дипломатии. Известно, что руководство Азербайджана традиционно преувеличивает веру во всемогущество пропаганды. Возможно, я не ошибусь, если скажу, что за эти 30 лет соседняя страна потратила на пропаганду в сотни раз больше средств, чем мы. Сейчас, я уверен, что эта кампания и, соответственно, расходуемые деньги значительно возрастут. Здесь наш МИД ждет много напряженной работы.