Помните, как один из прежних лидеров Армении утверждал, что мы с азербайджанцами «этнически несовместимы»? Мне кажется, что это опасная теория, которая определенно ведет наши народы по неправильному пути, потому что в таком случае мы вынуждены будем предположить, что враждебность у нас в крови или что в гены нашей нации вложено полно добрых, положительных, цивилизованных качеств, а вот у другого наоборот – преобладает вероломство, трусость и жестокость. Понятно, что в этом случае соотносительность между «нами» и «ними» меняется по законам зеркальной симметрии в зависимости от того, c какой стороны противоборства вы смотрите.
Я думаю, что в «крови» никакой нации ничего не запрограммировано, разница в культуре и истории. И здесь нет симметрии. Армянское общество не будет приветствовать убийство спящего азербайджанского офицера топором, в армянских селах не будут встречать с дхолом и зурной выставленную напоказ отрезанную голову убитого азербайджанского солдата. Но причина не в том, что мы, как народ «лучше», чем наши соседи. Нет «хороших» или «плохих» народов. Мы просто прошли разные пути, к тому же сейчас их мозги промыты ненавистью больше, чем наши.
Почему я все это вспомнил? Военные действия на армяно-азербайджанской границе получили свое продолжение в межэтнических столкновениях между армянами и азербайджанцами в разных странах. Такие процессы, на мой взгляд, крайне нежелательны. Одно дело вооруженный конфликт между государством Армения (или Арцах) и государством Азербайджан, и другое – столкновения армян и азербайджанцев на улицах третьих стран. Наш солдат, который уничтожает вражескую живую силу, посягающую на наши границы, заслуживает с нашей стороны безоговорочного уважения и поддержки, но нашими соотечественниками и азербайджанцами, которые нападают друг на друга в других странах, должны заняться власти этих стран – кто и в чем виновен. Здесь нужен сухой правовой подход, и чем жестче, тем лучше.
Я знаю, что мое предложение не прозвучит «патриотично», но полагаю, что армянская и азербайджанская общины этих стран должны договориться о мирном сосуществовании.