Собеседник «Аравот» — Анна Аствацатурян-Теркотт, член Городского Совета города Уэстбрук штата Мэйн, США, вице-президент банка Androscoggin Bank, юрист, правозащитник, лектор, автор статей в ряде ведущих американских СМИ и книги о судьбе армян в Азербайджане. Как бывшая беженка из Баку и политический активист, активно выступала на тему прав армян в Азербайджане в рамках прав человека и международного права, а также защищала политические права армян Арцаха (Нагорного Карабаха). Внесла решающий вклад в принятие резолюции в штате Мэйн от 2013 года, признающей государственную независимость Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики). В 2015 году была избрана членом Городского Совета Уэстбрука, штат Мэйн. В 2018 переизбрана членом Совета Города.
— Госпожа Аствацатурян-Теркотт, Ваша новая программа помощи для Армении была инициирована вследствие нового обострения на границе Армения-Азербайджан, в результате которого в приграничных селах марза Тавуш есть разрушения жилых домов, зданий общественного и промышленного назначения. Пожалуйста, расскажите о ней подробнее.
— Я не эксперт по сбору средств, не филантроп, и не стремлюсь к этому. Это огромная ответственность, на которую я очень серьезно реагирую – трачу эти деньги, как обещала всегда, и показываю результаты документально – фотографиями и т д. Много времени на это уходит и нервов. Но и это не цель моей миссии, я хочу концентрировать мою энергию на политическую помощь Армении и Арцаху, не столько на гуманитарную. Есть много проектов и организаций, которые помогают в гуманитарном плане. Но у меня огромная зрительная аудитория и люди мне доверяют. Это большая честь, поэтому, когда я вижу, что нужна помощь Родине или, когда меня люди подбадривают помочь, никогда не отворачиваюсь, и так получается, что одновременно два или три проекта реализуются параллельно. Мои проекты в трех категориях – сохранить память о погромах армян в Азербайджане, помощь экономически и политически Армении и Арцаху, и ответ на азербайджанскую пропаганду. Поэтому, когда Азербайджан напал на Тавуш, я должна была что-то сделать, и люди в диаспоре меня спрашивали – как помочь.
И вот так неделю назад я начала фандрайзинг на $25,000 для помощи людям в Тавуше. Я собирала в одно и то же время информацию, что необходимо было там и с кем работать.
Читайте также
Надеялась за месяц собрать хотя бы $15,000. Реакция всех армян мира на агрессию Азербайджана на границы Армении была конечно масштабная. Мы собрали эти $25,000 за 2 дня. Я подняла цель на $50,000 которые набрались за 4-5 дней. Опять подняла – до $75,000. Сейчас мы на $58,000. За это время я несколько раз говорила с марзпетом (губернатором) Айком Чобаняном, и он меня познакомил с организацией «Пахапан» («Защитник») в Тавуше, которая строит бомбоубежища и другие проекты в марзе. Вчера я решила первые $30,000 направить на строительство двух бомбоубежищ для людей в Тавуше. Остальные деньги останутся на экономические проекты, осуществление которых будет в сотрудничестве с марзпетом и организацией «Пахапан». Надеюсь дойти до $60,000 но может $75,000 получится.
— Это не первый Ваш проект. Как Вы оцениваете результаты предыдущих, и каковы Ваши будущие планы в Армении?
— Люди которые поддерживают меня, всегда поддерживают мои проекты, доверяют и верят в то, что я делаю, а то, что я делаю – всегда обдумываю и обсуждаю с доверенными людьми. Предпочитаю, чтобы проект был больше эффективным, нежели огромным и дорогим. За эти 5 лет у меня много было проектов. В прошлый год я сделала три проекта на 30-летие (январь 2020) бакинских погромов – посадка леса и установка хачкара памяти в городе Талине, лабораторию Armath в Степанакерте для детей в школе, и баню/душевую для солдат на боевом посту первой линии в Арцахе. Предложенные мною проекты всегда символичны, но в то же время практичны и смотрят в будущее, не забывая прошлое.
— Конфликт в регионе обрел новые измерения после обострения 12-17 июля, развенчан миф о «непобедимости» азербайджанской армии, а режим Алиева прямым текстом пригрозил ударить по Армянской АЭС. Естественно, что это ставит под вопрос договороспособность режима Алиева как партнера по переговорному процессу, и политическое руководство Армении выдвинуло требование о создании международной системы надежного мониторинга за соблюдением режима прекращения огня, предполагающего механизмы ответственности. В целом, это созвучно предложениям конгрессменов США Эдварда Ройса и Элиота Энгела после Апрельской войны 2016г. Вам, как личности, занимающейся политической деятельностью в Демократической партии США, какими представляются шаги, гарантирующие, чтобы режим Алиева на этот раз не увернулся от обязательств по соблюдению режима прекращения огня?
— Мы поднимаем этот вопрос не впервые. Каждый раз, когда я встречаюсь с сенаторами или выступаю с речью в Конгрессе или Европарламенте, я требую создание системы надежного мониторинга за соблюдением режима прекращения огня, предполагающего механизмы ответственности. О том же говорят и организации диаспоры. Как политик маленького города в штате, где мало армян, мне трудно сказать, что я смогу сделать, чтобы это произошло. Но как беженка из Баку, которая также и американка, политик и эксперт по региону, я могу сказать, что это не зависит от нас в США. Это зависит от того, как государства Армения и Арцах дипломатически и политически могут использовать эскалацию напряженности и агрессивные акты со стороны Азербайджана, как в 2015,2016,2020гг, против самого Азербайджана. Мы их отсюда поддержим. Но должны делать это они. Пока что я не знаю, чего ожидать. Несколько месяцев назад во время встречи с Алиевым премьер Пашинян даже и не вспомнил про беженцев из Азербайджана, когда Алиев толкал свою пропаганду. Мы думаем, что все так и так знают – кто «aggressor», но жду чтоб дипломаты и политики Армении поагрессивнее напоминали – кто «aggressor», и я предлагаю не продолжать переговоры без установления мониторинга начиная с этого момента. Вот, они опять бомбили детский сад… enough is enough!
— О будущих планах?
— Будущие планы – новая книга, большой проект в Арцахе, и надеюсь, что скоро приеду в Армению, когда вирус вылечат и здесь, и в Армении.
— Спасибо за беседу.
Отметим также, что Анна Аствацатурян-Теркотт награждена правительственными наградами Армении и Арцаха: медалью Армении «Мхитар Гош» и «Медалью Благодарности» Арцаха в 2013 году. В 2014 году Армянский Национальный Комитет Америки – Западный регион наградил ее медалью имени Ваана Кардашяна. В 2017 году она получила премию «Активизм» Армянского Национального Комитета Америки – Восточного Региона.
«Аравот»