Бои в марзе Тавуш на государственной границе 12-17-го июля стали таким же водоразделом во времени, как Четырехдневная Апрельская война, и время разделилось – на до боев и после боев.
Впредь понятие «зона Карабахского конфликта» стало обретать весьма условное значение в географическом плане: бои шли на межгосударственной границе Армения-Азербайджан, где стороны, казалось, наступательных целей не преследовали до этого, хотя было очевидно, что происходит концентрация сил и средств.
Баку хоть и заявляет, что замена войсковых частей армейского подчинения на пограничные войска якобы демонстрирует, «насколько миролюбив Азербайджан», и это армяне, согласно этой логике, «напали на мирный Азербайджан», тогда как не новость, что изменение ведомственного подчинения ни в коей мере не влияет на состав сил и средств, а также на преследуемые тактические и стратегические цели и задачи.
Таким образом расширяя географию, режим Алиева не ограничился только распространением напряженности по всей протяженности армяно-азербайджанской границы, но и централизованно направило свои общины на провоцирование уличных столкновений с армянами. Было очевидно, что все это носит централизованный характер и руководится из одного центра, преследуя цель создать максимальную напряженность вокруг армянских общин, поощряя животно-стадные инстинкты мракобесной толпы, а втягивая в эти столкновения армян – дискредитировать армянские общины как законопослушных субъектов.
Читайте также
Все это – «новость» в истории Карабахского конфликта, а новость в кавычках, поскольку это именно тот случай, когда это новое – хорошо забытое старое: союзником номер один черносотенных кругов России в регионе была и остается ненавидящая армян мракобесная шпана. Однако, к счастью, сейчас не 1905-ый год, и, опять-таки к счастью, вне непосредственной зоны боевых действий жертв не было, и нужно воздать должное послам Республики Армения и армянским общинам на местах за усилия в недопущении разгула страстей, а в Ереване – государственным институтам, за то, что своевременно и по нужному адресу называли вещи своими именами.
Произошедшее диктует Республике Армения новую повестку, поскольку угрозы в наших представлениях больше не «абстрактны» и не «исторического» характера, а реальны, видимы, осязаемы и актуальны. Уже очевидно, что «разлитого на земле бензина» слишком много, и уже не важно, какой дурак зажжет спичку и взорвет регион, поставив перед фактом даже тех, кто сейчас открытым текстом выступает против такого развития.
Уже очевидно, что в лице Азербайджана мы имеем дело с безответственным, а по сути – антицивилизационным, бандитским государством, сдерживание и нейтрализация которого исходит из интересов региональной и европейской безопасности, стабильности и мира. «Продырявленный» коронавирусом азербайджанский нефтяной бизнес и его видимые перспективы подсказывают, что эта миссия – долг цивилизации. Теряя ренту, руководящая Азербайджаном банда дармоедов нуждается в новых способах «цементирования» своего общества в условиях, когда больше деньгами рты не закрыть, и ненависть ко всему армянскому в этом больном обществе доказала свою «универсальность».
Когда разъяренная толпа орет «смерть армянам», то ясно, что даже в самых абстрактно-теоретических расчетах «возвращение» Арцаха в состав этой орды, как это произошло в 1921г, исключается, ибо это означает предать армян новому геноциду и создать экзистенциальную угрозу Республике Армения и всему армянству, следовательно, пусть никто от нас не ждет никаких уступок ни на миллиметр.
А формула мира в регионе одна: банда Алиева должна больше не стрелять. А это возможно, когда в регионе будет демонтирована последняя диктатура, будет исключено существование государства ордынского типа. Примирение возможно лишь на основе общих ценностей, и исключается, когда одна сторона нацелена на справедливые переговоры, а другая занята террором на государственном уровне. А орда не способна на другое по природе, она производит и экспортирует только хаос, насилие, мрак, несвободу. Можно представить огромный список, какие дефекты имеются у армянской демократии, или же грузинской, но ни Армения, ни Грузия не являются ордой, стало быть, любой ложный «паритет», «баланс», знак равенства между Арменией и этим бандитским образованием просто оскорбляет человеческий разум.
Армения должна развернуть широкий диалог с дружественными соседями – Грузией и Ираном – вокруг безопасности, стабильности и мира в регионе. Армения должна по новой развернуть диалог по теме безопасности также с Россией, поскольку сверхактивация отдаляющейся от НАТО и США Турции становится новым фактором. Следовательно, Армения должна развернуть диалог по теме безопасности и с США в двустороннем формате и в рамках НАТО – многостороннем, с заинтересованными европейскими союзниками Альянса, а отношения с тандемом Греция-Кипр, Египтом, Израилем и рядом других стран должны обрести новое измерение – безопасности и обороны. Очевидно, что только российские гарантии, какими бы влиятельными ни были в нашем регионе, больше не могут считаться достаточными. В этом смысле, несчастный и неумный Асад наилучшим образом показывает, как нельзя обращаться с региональными угрозами.
… А до этого, дипломатия Азербайджана «не выдержала очной ставки» с армянской дипломатией, а «работающий из дому» Мамедъяров превратился в козла отпущения и по-своему «отмахнулся» от проблем, армия Азербайджана «не выдержала очной ставки» на боле боя с Вооруженными силами Армении и опозорилась, опозорив также ни о чем не подозревающих израильтян…
Итак, повторим еще раз: больше нет вопроса Арцаха, впредь есть только вопрос Азербайджана, решение которого принесет мир в Юго-Восточную Европу.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
28.07.2020г