Лента новостей
Новости дня

Повестка властей Азербайджана – война

05 августа,2020 20:47

Собеседник газеты «Аравот» – координатор Комитета «Хельсинкская инициатива – 92» НКР, лауреат международных премий в области мира и прав человека, арцахский правозащитник Карен Оганджанян.

– Г-н Оганджанян, на Ваш взгляд, почему Азербайджан 12 июля развязал военные действия на границе с Арменией? Какова была их цель, какую проблему они хотели решить?

– Если посмотреть в какой части армяно-азербайджанской границы Азербайджан начал массированную агрессию, то становится очевидной цель – завладеть стратегическими позициями, чтобы контролировать значительную часть границы с Арменией. В то же самое время, за последние десятилетия это первый брошенный вызов территориальной целостности государства, который является стратегическим союзником России и является постоянным членом ОДКБ. Надо было проверить реакцию и России, и ОДКБ, и международного сообщества. И третий элемент этой внезапной провокации заключался в том, насколько боеспособны и подготовлены, как в плане военно-технического обеспечения, так и в психологическом плане вооруженные силы Армении.

– Как Вы оцениваете события в Азербайджане после июльских боевых действий? Состоялся марш в поддержку армии, который затем, по мнению многих, получил непредсказуемое развитие. Участники марша вторглись в здание парламента, после чего в Азербайджане до сих пор продолжаются аресты среди оппозиционеров. Что происходит в Азербайджане, на Ваш взгляд? Допускаете ли Вы борьбу внутри власти, войну между кланами?

– Я трижды посещал в Азербайджан с многодневными визитами после провозглашения независимости Арцаха. Знаю Азербайджан не понаслышке. У меня очень много друзей и оппонентов, с которыми мы встречаемся на разных международных площадках и от них я всегда получаю свежую информацию, так что я могу представить четкую картину, происходящих событий. Азербайджан – это та страна, где фактор внезапности, смены власти, по крайней мере, на сегодня, исключен на 99 процентов. В Азербайджане не возможно, чтобы стихийно сплотилось такое количество людей и вышло на улицы с требованием «Вернуть Карабах» и т.д. Эта акция была запланирована властями, чтобы оправдать свою агрессию, чтобы навязать международному сообществу мнение, что акция вооруженных сил Азербайджана вытекает из повестки дня общества. Другое дело, что во время митингов в массы влились и оппозиционные силы, которые хотели воспользоваться ситуаций, чтобы вывести на улицы массы недовольных людей, которые устали жить под игом семейной династии Алиевых. Поэтому и происходят аресты оппонентов нынешней азербайджанской власти. Это «протестное» движение показало и то, что власть Алиева – не столь уж прочна. И я думаю, что они уже будут воздерживаться организовывать подобные митинги. Это может вылиться в совершенно другое и положить конец династии Алиевых.

– Премьер-министр Армении Никол Пашинян недавно заявил, что «мы все, в конце концов, должны выйти из круговорота постоянных заявлений о нарушениях режима прекращения огня, и должна быть создана международная система надежного мониторинга соблюдения режима прекращения огня». Считаете ли Вы возможным создание такой системы, когда очевидно, что официальный Баку еще много лет назад, даже перед апрельской войной в 2016 году он отверг эту идею посредников?

– Я приветствую идею премьера, это могло бы снизить напряженность на границе и спасти много жизней солдат и гражданских лиц с обеих сторон. Эта идея не нова, она всегда выдвигалась в переговорах в рамках международных межправительственных институтов. И всегда Азербайджан отказывался принять ее. Я думаю, что и на этот раз власти Азербайджана откажутся от этого предложения, поскольку у них совершенно другая повестка дня – война.

– Официальный Ереван заявляет, что Азербайджан должен отказаться от своих максималистских подходов, должен принять, что мирным переговорам нет альтернативы, признать право народа Арцаха на самоопределение, а безопасность народов Армении и Арцаха не может быть поставлена ​​под угрозу ни при каких обстоятельствах. Позиция Азербайджана известна. Как Вы себе представляете продолжение переговоров в этой тупиковой ситуации? И считаете ли Вы возможным на данном этапе участие Арцаха в переговорном процессе?

– Следует отметить, что ни один руководитель Армении ни разу столь откровенно не говорил об этом, о чем хотел бы услышать весь армянский народ, и в частности, арцахская его часть. Я могу просто сделать комплимент премьер-министру Пашиняну за такую смелость. Что касается самих переговоров. Коль нет мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном и не урегулирован арцахско-азербайджанский конфликт, то это означает, что Азербайджан и Армения, включая Арцах, находятся в состоянии войны друг с другом. Переговоры – это один из инструментов сдерживания военных действий, начала широкомасштабных военных операций. В этом заинтересованы, как стороны конфликта, так и международные межправительственные организации, долг которых не допустить возгорания военных действий в регионе, который может спровоцировать неконтролируемые процессы в регионе, являющийся стратегическим для мирового сообщества. Коль это так, а я более чем уверен, что это так и есть, то переговоры будут продолжаться. Армению и Азербайджан вынудят это делать. И если ты идешь на переговоры, то ты должен быть готовым обсуждать те вопросы, которые жизненно важны для твоего противника. В этом логика переговоров. Проблема в том, что обсуждая эти вопросы, как ты защитишь свои интересы, не нося ущерб уже завоеванным достижениям и заявленным декларациям. Когда говорят о принципах переговоров по урегулированию, о новых или старых… Все одно и то же. В конечном итоге ничего не изменилось в переговорном процессе. С первого дня и до последнего и Азербайджан и Армения обсуждают одни и те же вопросы, одни и те же принципы, которым время от времени придаются какие-то названия (мадридские, общего государства и т.д.).

А что касается участия представителей Арцаха в переговорах. То это очень желательно и обязательно, поскольку без их участия эти переговоры лишены смысла: ведь любое соглашение должно быть адаптировано народом Арцаха. А мы любое решение без нашего участия даже не примем к сведению. И об этом знают все. Поэтому, коль нас еще не пригласили на переговоры, то это означает, что ни стороны конфликта, ни международное сообщество в целом не готово пока решать нашу проблему всерьез. А если армянские стороны хотят реального участия Арцаха в переговорах то, новая Арцахская власть должна заявить, что не принимает ни одни переговоры в рамках международных межправительственных институтов, в котором не принимают участие представители властей Арцаха. Я более чем уверен, что международное сообщество задергается после такого заявления. Мы очень серьезный фактор на территории Южно-Кавказского региона и такое отношение будет означать угрозу стабильности в этом регионе. А это просто недопустимо.

Координатор Комитета «Хельсинкская инициатива – 92» НКР, лауреат Международной премии в области мира и прав человека, арцахский правозащитник Карен Оганджанян

– И в заключение один вопрос на тему внутренней жизни Арцаха. Какова атмосфера в Арцахе, как общество оценивает деятельность властей, довольны ли арцахцы новыми назначениями? Сбываются ли надежды общества? Г-н Оганджанян, какова ситуация в Арцахе после недавней напряженности на армяно-азербайджанской границе, среди правящей элиты и в обществе?

– Хотелось бы отметить, что до начала апрельской войны и, в особенности, после нее в Арцахе были предприняты беспрецедентные работы по мониторингу и предупреждению возможных широкомасштабных агрессивных действий со стороны Азербайджана и его международных покровителей. Я должен отметить роль бывшего секретаря совета безопасности Арцаха Аршавира Гарамяна и бывшего министра обороны Арцаха Левона Мнацаканяна в создание современной системы оповещения угроз со стороны противника, что на сегодняшний день фактически исключает фактор внезапности начала военных действий. Именно благодаря этой работе во многом противник предпочел на этот раз воздержаться от широкомасштабных провокаций по всей линии фронта между Арцахом и Азербайджаном.

Что касается общей ситуации в Арцахе, то следует рассмотреть три основных направления: это ситуация, связанная с коронавирусом и борьба с нею; второе, развитие социально-экономической основы государства и, третье, формирование политической элиты после выборов и реакция общества на все эти составляющие.

Что касается коронавируса, хочу отметить роль бывшего президента Бако Саакяна, который фактически своевременными директивами и действиями исполнительных органов в сотрудничестве с гражданским обществом свел на нет массовое распространение вируса. Однако теперь, кажется «джин» выпустился наружу. Нынешний президент сознает всю опасность перехода вируса в масштабах страны в пандемию, но пытается балансировать между сохранением темпов экономического роста и обеспечения населения всеми социальными выплатами и непопулярными шагами, ограничивающими личную свободу граждан. Следует отметить, что наше общество абсолютно игнорирует требование и рекомендации международных организаций касательные COVID-19. Если к этому прибавить и то, что ключевые министры правительства, отвечающие за пропаганду социального дистанцирования и обязательное ношение масок, появляются в публичных местах без масок (к примеру это касается министра здравоохранения Арцаха), то следовало и ожидать, что у общества возникнет абсолютно наплевательское отношение к рекомендациям ВОЗ и требованиям правительств Армении и Арцаха. Тем не менее, властям пока удается сдерживать геометрический рост заболеваемости.

Сравнивая ситуацию в области развития экономики с показателями других стран, переживших пандемию, у нас нет ощущения спада в экономике. Повсеместно имплементируются программы, разработанные правительством в области социально-экономического развития. Конечно, в этом существенную роль играет помощь со стороны правительства Армении, в особенности, премьера Никола Пашиняна, который последовательно поддерживает устремления наших властей поднять уровень благосостояния нашего государства, и в первую очередь, уровень безопасности государства в целом, и физической безопасности в частности.

Что касается состояния политической элиты и общества. То я должен выразить свое огорчение, связанное с формированием новым президентом своего правительства. И в первую очередь, мне не понятно его решение назначить Самвела Бабаяна секретарем Совета безопасности страны, предоставив ему громадные полномочия и в десятки раз больший штат работников, чем ими обладали предыдущие руководители этого ведомства, который по нашей конституции имеет только совещательный характер. Самвел Бабаян проявил себя в годы первой войны, как искусный командующий вооруженными силами Арцаха. Во многом благодаря ему мы сумели победить в той войне. Но последующее его террористическое преступление против основ государственности лишает президента морального и нравственного права назначать его на высшую государственную должность. Я не скрываю своих взглядов и считаю, что это наносит колоссальный вред авторитету, непризнанного международным сообществом независимого государства. Другое непонятное назначение со стороны президента – это переназначение Масиса Маиляна на должность министра иностранных дел. Как можно, человека, призвавшего бойкотировать выборы, а это никак нельзя не квалифицировать, как бойкот Конституции Арцаха, назначать на ключевую должность страны, от которого во многом будет зависеть международное признание страны. Эти два назначения на мой взгляд породили и определенное разночтение в общественной мысли страны. Тем не менее, правительство сформировано, хотелось бы пожелать новым властям успехов в имплементации всех тех программ, за которые избиратель проголосовал за Араика Арутюняна. Хочу отметить и то, что за время правления нового президента стали частыми общения представителей гражданского общества с представителями властей.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «АРАВОТ»
04.08.2020г 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать