По мнению эксперта по Турции Айка Габриеляна из Армянского Института по международным отношениям и безопасности, «Эрдоган не смог предотвратить позиционные потери Азербайджана»
– Г-н Габриелян, Россия и Турция находятся в активном контакте в рамках армяно-азербайджанского пограничного обострения. На прошлой неделе президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели телефонный разговор, чтобы обсудить ситуацию на Южном Кавказе в контексте армяно-азербайджанской пограничной напряженности. Как сообщает пресс-служба Кремля, Путин подчеркнул необходимость предотвращения действий, которые могут привести к эскалации напряженности. Затем пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын, комментируя упомянутый телефонный разговор, сказал, что Эрдоган попросил Путина использовать свои отношения с Арменией для ослабления напряженности. Пресс-секретарь президента Турции добавил, что стороны достигли договоренности о совместных шагах по снижению напряженности, внесении необходимых предложений сторонам и скорейшем возобновлении переговоров: «Даст Бог, уже в ближайшие дни мы увидим результаты этих договоренностей». На Ваш взгляд, можно ли считать российско-турецкие договоренности состоявшимися, о каких результатах могут свидетельствовать слова пресс-секретаря президента Турции?
– Турецкая сторона прекрасно понимает, что необходимо любой ценой избежать масштабной войны на Южном Кавказе, потому что в этом случае в войну вовлекутся также и союзники Армении и Азербайджана – Россия и Турция. Кроме того, в случае крупномасштабной войны нет никаких гарантий, что не пострадают газопровод БТЭ, нефтепровод БТД, железная дорога БТК, что является крайне нежелательным сценарием для турецкой стороны. Однако это не означает, что Турции может быть невыгодным провоцирование напряженности и обостренения на армяно-азербайджанской границе в течение нескольких дней, поскольку участие Турции в их урегулировании увеличивает ее влияние на Азербайджан, делает Азербайджан более уступчивым по отношению к Турции. Кроме того, в диалоге с Россией Турция пытается выступать с более лучших позиций и т. д..
С другой стороны, в последние годы по разным причинам (в основном, из-за газа) для Турции резко возросло значение Азербайджана, и острая реакция Турции на самом деле направлена не против Азербайджана, а на защиту собственных интересов в этой стране. Не стоит никоим образом верить в блеф «одна нация, два государства», если бы это было так, то Азербайджану следовало бы существенно ухудшить свои отношения с Израилем ради Турции, и постоянно осуждать различные шаги Израиля. Ведь Турция «ради братского Азербайджана» почти два десятилетия держит границу с Арменией закрытой, а Азербайджан игнорирует резкое ухудшение отношений между «братской Турцией» и Израилем.
Читайте также
И нет ничего удивительного в том, что Эрдоган попросил Путина использовать предполагаемое им влияние на Армению. Эрдоган осознает, что в случае обострения ситуации или выхода из-под контроля он окажется в довольно неловкой ситуации. С одной стороны, она стремится любой ценой избежать войны с Россией, с другой стороны, Турция имеет соглашение о взаимной военной помощи с Азербайджаном и вынуждена будет прийти на помощь ему, даже не желая того. Здесь очень важен вопрос имиджа Эрдогана, потому что в прошлом году он заявил (сыронизировал), что в начале 1990-х годов Турция не была могущественным государством и не могла предотвратить «оккупацию Карабаха». Между тем, позиционные (территориальные) потери Азербайджана в период «Новой Турции» Эрдогана, которая, по их словам, является самой сильной за последние 300 лет (включая период Османской империи), стали сильным ударом по репутации «Новой Турции». В конце июля указанная И.Калыном договоренность уже состоялась, на мой взгляд, речь идет о прекращении огня в зоне Тавуша, а точнее о прекращении применения тяжелого вооружения. В любом случае Эрдоган не смог предотвратить потерю Азербайджаном позиций, и даже это является большим ударом по его репутации.
– Официальная Анкара неоднократно подтверждала, что безоговорочно поддерживает Азербайджан и готова содействовать любому решению Баку. Ситуация на армяно-азербайджанской границе дважды обсуждалась на созванном президентом Турции заседании Совета национальной безопасности. Можно ли доверять властям Турции, и в целом, считаете ли Вы, что недавняя активность турецких властей, которая часто расценивается как беспрецедентная, направлена исключительно на поддержку Азербайджана, или это новая заявка на усиление своего влияния в нашем регионе?
– Турция занимается исключительно защитой собственных интересов в регионе. Чем больше возрастает для Турции значение Азербайджана (экономическое), тем чувствительнее, естественно, становится Турция к проблемам, связанным с Азербайджаном. Особенно это относится к тем, которые соприкасаются с экономическими интересами Турции. Именно из-за экономических выгод, получаемых от Азербайджана, Турция всякий раз, когда речь идет о нормализации отношений с Арменией, выдвигает на первый план урегулирование Арцахского вопроса. Следует отметить, что это одно из трех предусловий, поставленных Турцией перед Арменией, и единственное, которое, по сути, не имеет прямого отношения к Турции. Тогда как напрямую связаны с Турцией два других предварительных условия – признание Карсского договора (де-факто граница) и отказ Армении от усилий по международному признанию Геноцида армян. В таком случае, почему Турция постоянно не упоминает эти два, напрямую связанных с ней предусловия, и отдает предпочтение «карабахскому» предусловию? Ответ очень прост. Выдвигая это предварительное условие на первый план и в то же время делая проазербайджанские, но на самом деле ничего не дающие Азербайджану заявления, он смог достичь того, чтобы получать от Азербайджана большие экономические выгоды (газ по самым дешевым ценам и в больших количествах, миллиарды долларов инвестиций, создание тысяч рабочих мест и т.д). В результате довольны и Турция, и Азербайджан (последний постоянно «гордится» тем, что Турция «всегда рядом»).
С другой стороны, Турция естественно хочет повысить свою роль в вопросах, связанных с Южным Кавказом. Его шаги направлены на то, чтобы не спровоцировать масштабную войну. Турецкая сторона продолжает выражать недовольство тем, что Турция, хотя и является членом Минской группы ОБСЕ, не играет активной роли и бездействует. Не исключаю, что Эрдоган постоянно пытается склонить президента России Владимира Путина к различным сделкам, скажем, к созданию нового переговорного формата, по примеру Астанинского формата в случае с Сирией, в котором Турция будет играть достаточно активную роль. И тем самым пытаясь выдавить из процесса сопредседателей Минской группы ОБСЕ – США и Франции, или существенно ограничить их роль. Понимая, что по возможностям и влиянию его нельзя сравнивать с Путиным, Эрдоган готов уступить Путину первое место и выступать под вторым номером (обойдя Иран).
– Продолжаются масштабные турецко-азербайджанские военные учения, которые продлятся до 10 августа. Можно ли считать, что они нацелены на психологическое воздействие на Армению, или же Азербайджан посредством Турции готовится к масштабной войне? Насколько вероятна, на Ваш взгляд, новая война?
– Хочу подчеркнуть, что после подписания соглашения о военном сотрудничестве и взаимопомощи в 2010 году Турция и Азербайджан проводят совместные военные учения почти каждый год, а то и два раза в год. Они носят как наземный, так и военно-воздушный характер, проводятся как на территории Турции, так и в Азербайджане. Проводились также и в Нахичеване и Баку, следовательно, нынешние военные учения в этом плане не беспрецедентны. Было объявлено, что нынешние турецко-азербайджанские военные учения являются плановыми, но даже если мы не поверим в это, посчитаем, что они преднамеренно последовали за Тавушской эскалацией, то даже в этом случае я не вижу здесь проблемы.
Я уже отмечал, что в результате Тавушской эскалации авторитет Эрдогана пошатнулся. Таким же образом, но в большей степени, она пошатнула авторитет президента Азербайджана Ильхама Алиева и нанесла серьезный удар по имиджу азербайджанской армии. Известно, что Ильхам Алиев годами гордился покупкой оружия, причислял азербайджанскую армию к «50 лучшим армиям мира», и вдруг такое поражение. В этом контексте нынешние турецко-азербайджанские военные учения призваны помочь сторонам хоть как-то спасти лицо, придать им «боевой дух». Может быть, Турция решила отметить военными учениями 100-летие Севрского договора (они завершатся 10 августа), в чем я также не вижу каких-либо проблем для нас. Конечно же, турецко-азербайджанские военные учения направлены на то, чтобы запугать Армению, но пугаться не нужно, вместо этого нужно пристально следить за ходом этих военных учений, за акцентами и быть наготове.
– На днях министр обороны Армении встретился с аккредитованными в Армении послами сопредседателей Минской группы ОБСЕ и послом Ирана в Армении. После напряженности на армяно-азербайджанской границе 12 июля официальный Ереван неоднократно подчеркивал политику Турции по дестабилизации безопасности в регионе, осуждая позицию официальной Анкары. На Ваш взгляд, для стран-партнеров Армении также ли недопустима активизация Турции в нашем регионе, и можно ли констатировать, что Армении удалось донести до международного сообщества возможные негативные последствия активности Турции?
– Сегодня, помимо Армении, агрессивные заявления и действия Турции осуждают и США, и Евросоюз, и отдельные государства-члены ЕС, и видные представители арабского мира, и даже участник Астанинского формата Иран, а иногда также и Россия. Подобные действия Турции являются для нас не только вызовом, но и возможностью, поскольку они создают позитивный фон для углубления сотрудничества с другими странами региона.
Новые возможности открываются в дипломатической сфере, в том числе на фоне ярко выраженного антиармянского характера массовых митингов в Баку и угрозы Минобороны Азербайджана нанести удар по Мецаморской Атомной электростанции.
Например, можно попытаться установить дипломатические отношения с Саудовской Аравией, с которой у нас по какой-то причине нет дипломатических отношений, и которая также очень обеспокоена агрессивными действиями Турции (Турция значительно продвинулась в соперничестве с Саудовской Аравией за лидерство в суннитском мире). В этом контексте посредниками между Арменией и Саудовской Аравией могут выступить Египет и/или ОАЭ, отношения с кем у нас все больше углубляются, в том числе в контексте агрессивных действий Турции в регионе.
Очень важное заявление сделал министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян, подчеркнув, что Израиль должен прекратить продажу смертоносного оружия Азербайджану, который, не колеблясь, направит это оружие против мирного населения. В перспективе это тоже для нас очень важное направление. В целом, мы можем попытаться вбить в отношения Турции и Азербайджана «израильский клин», постоянно подчеркивая (манипулируя), что Азербайджан проявляет себя не как «брат» Турции, постоянно показывая, что «боль Турции – это не боль Азербайджана», и т.д..
На мой взгляд, нам предстоит крайне серьезная работа с Германией, которая резолюцией Бундестага в 2016 году признала свою причастность к Геноциду армян. «Для меня этот шаг Германии может быть превзойден только признанием Геноцида армян со стороны Турции. И здесь Германия может и должна в меру своего соучастия участвовать в обеспечении национальной безопасности Армении, пытаясь таким образом искупить свою вину. Причем, она может делать это разными методами, от прекращения продажи оружия Турции (это уже есть в значительной степени) вплоть до предоставления нам различных технологий, кредитов и даже оружия. Мы должны объяснить Германии и вообще другим сверхдержавам, что мы на самом деле участвуем не в пограничных спорах, а ведем борьбу за выживание в окружении таких соседей, и проблему в первую очередь должны рассматривать с этой точки зрения и действовать соответствующим образом.
И, наконец, мы не имеем права игнорировать ядерные амбиции Турции, а у Эрдогана, на мой взгляд, действительно имеются амбиции заполучить ядерное оружие. Помимо того, что Турция является геноцидальной страной, ясно, что при наличии ядерного оружия Эрдоган действительно станет неуправляемым, неподконтрольным в действиях, гораздо более жестким и агрессивным, что будет иметь негативные последствия не только для Армении, но и для ЕС и других (мы не имеем в виду, что Турция применит ядерное оружие).
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Фото Айка Габриеляна – со страницы Армянского Института международных отношений и безопасности в Фейсбуке.
Газета «Аравот»,
05.08.2020г