Независимый депутат Национального Собрания Армении, член политической инициативы «Во имя Республики» Арман Бабаджанян выступил у себя на странице в Фейсбуке с развернутой статьей в связи со столетием принятия Севрского договора.
Ровно 100 лет назад, в этот день, 10 августа 1920 года, в парижском предместье Севре был подписан Севрский договор о мире. Договор был подписан, с одной стороны, правительством Турецкого султаната, с другой – союзными государствами, выигравшими Первую мировую войну в 1914-18 годах, в числе которых была и Армения.
Договор о мире подписал от имени Республики Армения председатель парламента Первой Республики Армения Аветис Агаронян. Он и глава Национальной делегации западных армян Погос Нубар подписали с основными союзническими государствами дополнительное соглашение о правах национальных меньшинств, дипломатических и торговых отношениях.
С точки зрения международного права, Республика Армения, как участник договора, была де-юре признана всеми другими подписавшими его государствами.
Читайте также
Раздел Договора о мире, посвященный Армении, охватывает статьи 88-93. Соответственно, Турция признавала Армению в качестве свободного и независимого государства. Турция и Армения соглашались в провинциях Эрзерум, Трапезунд, Ван и Битлис оставить демаркацию между двумя государствами в вилайетах на решение Соединенных Штатов Америки и принять как это решение, так и все предложения о предоставлении Армении выхода к морю и демилитаризации всех османских территорий, прилегающих к границе.
Границы Армении с Азербайджаном и Грузией должны были определяться путем прямых переговоров с этими странами. Если этим государствам не удалось бы прийти к соглашению, основные союзные державы решили бы данный вопрос с помощью специальной комиссии, на месте. Согласно условиям данного договора, Грузия, Армения, Азербайджан и Персия должны были иметь свободный выход к Черному морю через порт Батуми.
Перед подписанием Севрского мирного договора комиссия, назначенная президентом США Вудро Вильсоном, изучила топографию, экономику, транспорт, водные ресурсы, торговые маршруты, демографию и другие вопросы, которые необходимо учитывать при определении границ. Комиссия представила свои рекомендации для обсуждения в сентябре 1920 года, а Вильсон передал свое решение европейским державам в ноябре. Согласно его решению, Армения должна была получить две трети провинций Ван и Битлис, почти всю провинцию Эрзерум, большую часть провинции Трапезунд, включая порт. Площадь всей этой территории составила около 90 тысяч квадратных километров.
В сочетании с уже существующей в Закавказье Республикой Армения независимое армянское государство должно было иметь площадь около 160 тысяч квадратных километров, с выходом к Черному морю.
Мирный договор в разрезе последних столетий был, безусловно, самым проармянским документом, который мог способствовать урегулированию Армянского вопроса и обеспечить достаточное пространство для армянской государственности. Но Севрский договор о мире остался на бумаге. Он не был ратифицирован даже правительством султаната. В следующем году Турция воспользовалась новой международной ситуацией, возникшей в результате сближения Советской России с кемалистской Турцией, добилась пересмотра Севрского договора о примирении, и фактически его ратификации. Это нашло свое отражение в 1923 году в Лозаннском договоре, по которому союзники признавали правительство Мустафы Кемаля в Анкаре, его права на Восточную Фракию, Измир, Киликию, все территории, перешедшие к Армении по Севрскому мирному договору. Более того, они признали новые границы Турции, в которую вошли бывшие районы Восточной Армении: Карс, Ардаган, Сурмалу. Лозаннский договор аннулировал проармянские результаты Севрского мира и ознаменовал полную победу Турции.
С точки зрения международного права Севрский мирный договор не ратифицирован, но в то же время не является утратившим силу. Выражаясь юридической терминологией, Севрский мирный договор не был ратифицирован странами-участницами, но он также не был денонсирован договором в Лозанне от 23 июля 1923 года. Более того, с точки зрения права, считается сохраняющим силу Арбитражное решение Вудро Вильсона от 22 ноября 1920 года, являющегося органической частью Севрского договора, которое определяет границы Армении.
Таким образом, эти два документа, Севрский договор о мире и вытекающее из него Арбитражное решение президента США Вудро Вильсона, являются краеугольным камнем для Армении, и на них должна базироваться наша внешняя и правовая политика в международных отношениях.
Хотя Севрский договор о мире не ратифицирован, он по-прежнему является документом, обязательным для исполнения (binding document), поскольку был подписан «между Высокими Договаривающимися Сторонами» (Vienna Convention on Law of Treaties, Article 2 (f)). Что касается Арбитражного решения Вильсона, оно необратимо, не ограничено временными рамками и имеет обязательную силу. Арбитражное решение, хотя и вынесено президентом США, по-прежнему является обязательным документом для 142 из нынешних 192 государств-членов ООН.
Таким образом, следует отметить, что Севрский мирный договор и другие, вытекающие из него международные документы, имеют не только не столько историческое, сколько также и современное значение, и при соответствующей работе они могут выступать основой позиции Армении на международных площадках, в том числе, и в первую очередь, в отношениях с Турцией. А это значит, что даже обсуждение Севрского договора о мире, включение его в повестку на международной арене может стать вполне действенным рычагом для внешней политики Армении. Это, конечно же, многоплановая, многофакторная работа, и это не тот случай, что буквально завтра Севрский договор может появиться в повестке официальной дипломатии. Сначала его необходимо включить во внутриполитическую повестку, сделать предметом обсуждения как внутри отечественного, так и международного экспертного сообщества.
Понятно, что включение Севрского договора в практическую политику не может быть обеспечено чисто юридическими основаниями, поэтому необходимо иметь благоприятную внешнеполитическую среду, такой расклад и совпадение интересов геополитических сил и центров, что позволит актуализировать Севрский договор и включить его в сегодняшнюю политическую повестку. Очевидно, что в силу многих исторических и текущих политических мотивов против актуализации Севрского договора была и будет Россия, поскольку он был отменен в свое время именно в результате российско-турецкого сближения и совместного раздела региона. С другой стороны понятно также, что реанимация Севрского договора и его выполнение могут обеспечить такой региональный расклад и баланс, который станет основой для долгосрочного мира и стабильности. Таким образом, один из основных вопросов заключается в том, когда или, скорее, станет ли Россия когда-либо выгодополучателем такой новой региональной реальности, или она продолжит руководствоваться в нашем большом и малом регионе примитивным методом «разделяй и властвуй», методом, из-за которого исторически были принесены в жертву армянские интересы.
Севрский договор – это документ, имеющий историко-юридическое значение. И в большей степени от нас, Армении, от армянского потенциала, зависит, будет ли он когда-либо реанимирован в виде договора, или продолжит оставаться в ящиках истории только в качестве меморандума.
https://www.facebook.com/babajanyana/photos/a.2323937550970292/3531711000192935/?type=3&theater
На снимке — османская делегация подписывает Севрский договор