Вы можете себе представить, чтобы Лукашенко (или Путин, Алиев, Бердымухамедов) перед очередными президентскими выборами объявили: «Всё, больше не буду выдвигаться, ухожу на пенсию». Или констатировали, что после выборов получили 55 процентов голосов. Это невозможно, потому что противоречило бы сути режимов, сформированных в этих странах. А «сопротивляемость» режимов обусловлена множеством факторов, в том числе цивилизованным выбором той или иной нации.
Желание властей пожизненно восседать на троне по-человечески понятно, но трудноосуществимо в контексте европейской политической культуры. В Армении, например, желание править бесконечно (или даже продолжительно) всегда встречало сильное общественное противодействие. Всеми любимый в 1991 году и пришедший к власти честными выборами Левон Тер-Петросян не мог переизбраться в 1996 году, хотя официально было объявлено иное. В 2003 году также Роберт Кочарян сумел навязать, так сказать, свое присутствие гражданам. Но более поучителен пример Сержа Саргсяна, который после 10 лет пребывания у власти снова попытался сохранить свой статус первого лица, изменив Конституцию. Но эта попытка, к счастью, провалилась. В этом смысле революцию 2018 года, как явление, на мой взгляд, можно только приветствовать, может быть, она станет уроком для будущих властей.
Кстати, желательно, чтобы третий президент затронул этот вопрос в контексте «откровенного разговора»: считает ли он и сейчас, два года спустя, все-таки правильным идти на «третий срок», особенно когда вначале он обещал этого не делать? Тема Апрельской войны, которую затронул Серж Саргсян, менее спорна. Да, этой темой манипулируют нынешняя власть и ее сторонники, но, по большому счету, в обществе нет противоречий по этому поводу. По крайней мере, не здесь, я думаю, следует искать причины революции.
Люди, мягко говоря, «устали» от одной и той же власти, какой бы она ни была. Может нынешним властям Армении кажется, что с ними этого не произойдет, поскольку они избраны справедливо, но это заблуждение, и первые признаки этой «усталости» уже есть. Для того чтобы выдержать одного и того же лидера 26 лет, действительно нужно иметь море терпения. Белорусы, несомненно, народ терпеливый, а политический режим в этой стране ближе к «среднеазиатской» модели, чем к нашей или грузинской. Но всё рано или поздно имеет конец, и сейчас есть небольшая надежда, что эта находящаяся в Европе страна избавится от своего «пожизненного царя».