Собеседник Aravot.am – советник президента Арцаха по вопросам международных отношений Нелли Багдасарян
– Министерство иностранных дел Азербайджана на разных уровнях делает поспешные заявления, адресованные напрямую Республике Армения и косвенно Республике Арцах, обращаясь также и к сопредседателям Минской группы ОБСЕ, обращая внимание на факт расселения ливанских армян на освобожденных территориях Арцаха. В Азербайджане также бурно восприняли заявление президента Республики Арцах Араика Арутюняна по поводу Гандзака, о том, что в случае попытки противника обстрелять Степанакерт, ответ получат в Кировабаде.
– В целях информационной безопасности по поводу заявлений, сделанных МИД Азербайджана в последние дни на различных уровнях, не используя их собственную лексику, я должна выделить несколько фактов:
Читайте также
- Республика Арцах освободила армянские территории, находящиеся под оккупационным режимом Азербайджана, которые сегодня закреплены в Конституции Республики Арцах.
- Около 150 армянских семей, пострадавших от бедствия в Бейруте, получение приглашение поселиться в Республике Арцах на уровне президента, был сделан упор на обеспечение условий для постоянного или временного жилья. Это решение Республики Арцах, независимо от того, что фиксируют азербайджанские спутниковые средства. В этом контексте помощь, направляемая Ливану Республикой Арцах, является гуманитарным шагом, предпринятым на государственном уровне, без каких-либо элементов пиара.
- Примечательно то обстоятельство, что Азербайджан, пользуясь нестабильной политической ситуацией в Ливане, имеет целью своими заявлениями воспрепятствовать осуществлению права ливанских граждан на свободное передвижение. Фактически, Азербайджан демонстрирует предосудительное поведение, вмешиваясь во внутренние дела Ливана, Армении и Арцаха.
- Что касается «Гянджинской темы», озвученной на неофициальном уровне президентом Республики Арцах Араиком Арутюняном, то это относится к сфере противодействия и сдерживания, так как Республика Арцах никогда не фиксировала практику упреждающего удара на этапе азербайджано-карабахского «ползучего конфликта».
- Знаменательно предложение-заявление президента Республики Арцах о переносе учреждений государственного значения в город Шуши, что является частью государственной политики – программы развития города Шуши.
- Примечательно, что предыдущими властями Республики Арцах до 2016 года и после множество раз поступали предложения о совместном использовании водных ресурсов Сарсанга, которые оставались без ответа со стороны Азербайджана. Более того, усилиями азербайджанской стороны в ПАСЕ была введена в обращение резолюция печально известного доклада «Жители приграничных районов Азербайджана предумышленно лишены воды». Фактически, в качестве гуманитарного шага, Республика Арцах предложила Азербайджану «водное перемирие», но тот никак не отреагировал.
- Азербайджанская сторона присвоила тезис о нарушении территориальной целостности, напрямую отождествляя с так называемыми «территориальными потерями Азербайджана, оккупированными Арменией в 1991-1994 годы». Примечательно, что именно Азербайджан имеет случай нарушения территориальной целостности в отношении Республики Арцах, в связи с тем, что ряд армянских территорий все еще находится под оккупационным режимом Азербайджана.
– Объявленная ранее дата турецко-азербайджанских военных учений в Нахичеване была продлена, что, конечно, не было воспринято однозначно. Какие проблемы стороны решали этим, тем более что создается впечатление, что МИД и Минобороны Азербайджана вроде бы выполняли одну и ту же роль?
– Дата проведения турецко-азербайджанских военных учений была заявлена с 29 июля по 10 августа, на наш взгляд, продление до 14 августа было корректировкой, исходящей из потребности в последующие дни. По итогам учений стало очевидно, что до 10 августа шоу-учения не носили интенсивного характера. При этом следует учитывать, что один из основных акцентов был сделан на информационно-пропагандистском элементе учения, который придает завершенность искусственно сформированному политическому компоненту учений. Характер месседжа носил состав прибывшей в Азербайджан делегации Турецкой Республики: впервые в турецко-азербайджанских военных учениях с таким составом участвовал турецкий генералитет, причем, знаменательной была также встреча Алиева с составом делегации и круг обсуждаемых вопросов.
При всем этом, военные учения в Республике Армения и Республике Арцах были оценены соразмерно, с учетом их краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных рисков.
– Что Вы можете сказать о телефонном разговоре президента России Владимира Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева?
– Особый интерес представляет содержательная часть телефонного разговора между президентами России и Азербайджана 12 августа. Информация на сайтах двух президентов была разной, если на сайте президента России было опубликовано общее содержание телефонного разговора, то на сайте президента Азербайджана оно было представлено со своими подробностями. Ильхам Алиев подчеркнул, что основной целью телефонного разговора было прояснение вопроса о военном грузе весом более 400 тонн, доставленного из России в Армению сразу после столкновений на армяно-азербайджанской границе, интенсивность поставок грузов, что «тревожит» и вызывает серьезные вопросы у азербайджанского общества». Это можно рассматривать со стороны Алиева, как жест двойного назначения – для внутреннего потребления, чтобы показать, что он выражает обеспокоенность азербайджанской общественности по проблемам безопасности, и для внешнего направления – направить свои политические месседжи.
Телефонный разговор подтвердил, что уверенность Азербайджана в себе подпитывается недавним тесным турецко-азербайджанским сотрудничеством. В прошлом такие спорные вопросы не всегда поднимались Алиевым в обсуждениях с Владимиром Путиным, что позволяет предположить, что это серьезный сигнал для косвенного обвинения России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ в предвзятой политике.
– Случайно ли, что в эти дни вступило в силу взаимное соглашение между Азербайджаном и Турцией о безвизовом режиме?
– 25 февраля 2020 года в Баку между правительствами Азербайджана и Турции было подписано соглашение о безвизовом режиме, которое вступило в силу 13 августа 2020 года. Примечательно, что с 1990-х годов это был один из самых проблемных вопросов между Турцией и Азербайджаном, который, похоже, решен. Неофициально ранее объявлялось, что власти Азербайджана не хотели, чтобы контакты между турками и азербайджанцами достигли такой интенсивности, что азербайджанское общество стало бы сравнивать свой уровень жизни с турками, который был относительно высоким. Существовала также опасность беспрепятственного проникновения в Азербайджан турецких религиозных движений. Выходит, что неофициальные причины уже неактуальны, никаких других препятствий в азербайджано-турецких отношениях быть не должно. В отличие от других предыдущих президентов, Ильхам Алиев не считает опасность усиления турецкого влияния угрозой. Поэтому прояснение вопроса визового режима между Азербайджаном и Турцией, правда, при некоторых неравных условиях, имеет цену и далеко идущие цели.
Следует учитывать также и то обстоятельство, что усиление турецкого влияния в Азербайджане может быть уравновешено конкретными шагами со стороны России.
Беседовала Нелли ГРИГОРЯН