Бывший премьер-министр и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт считает, что модель армянской революции может служить примером для Беларуси. Об этом политик написал в статье, опубликованной на сайте Project Syndicate.
Комментируя ситуацию в Беларуси после президентских выборов 9 августа, Бильдт написал, что беспрецедентное число людей вышло на улицы, не боясь насилия, что указывает на то, что Александру Лукашенко не удалось украсть очередные выборы и продлить свое правление.
«Многие обозреватели сравнивают ситуацию в Беларуси с оранжевой революцией и Майданом в Украине в 2004-2005 и 2014 году. «Но Беларусь – не Украина. Использование модели Майдана в Минске и других городах Беларуси бесполезно», – написал Бильдт, подчеркивая, что Майдан стал прямым ответом на попытки президента Украины Виктора Януковича отказаться от европейской интеграции, и революционеры вышли на улицы с флагами ЕС.
Экс-премьер Швеции считает, что возмущения в Беларуси отличаются, преобладают внутренние проблемы. «Белорусы устали от власти правящего 26 лет человека, который теряет связь с общественностью. Флаг революции – запрещенный бело-красно-белый национальный флаг Беларуси, который, вероятно, скоро станет официальным флагом страны (как это было в 1918 и 1991–1995 годах)».
Читайте также
Шведский деятель предлагает сравнить события, происходящие в Беларуси, с тем, что произошло в Армении весной 2018 году, когда массовые протесты привели к отставке многолетнего президента Сержа Саргсяна, и в стране открылась новая эра демократии.
«Армения всегда имела тесные отношения с Россией как по историческим, так и по стратегическим причинам. В 2013 году Армения не присоединилась к Грузии, Украине и Молдове, не подписала Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Европейским союзом, а вместо этого решила присоединиться к возглавляемому Россией Евразийскому экономическому союзу. Во время событий 2018 года существовали обоснованные опасения, что Россия может каким-то образом вмешаться в попытке предотвратить новую «цветную революцию» в бывшей советской республике, но, поскольку Армении не собиралась менять геополитическую ориентацию, Кремль проявил сдержанность.
«В случае наилучшего расклада событий революция Армении может стать образцом для Беларуси», – пишет автор статьи, и подчеркивает, что не должен ставиться вопрос о внешней ориентации Беларуси, выборы и борьба должны вестись только за внутреннюю демократизацию страны.
По словам Бильдта, чтобы создать предпосылки для «армянской модели», Европейский Союз должен проявить осторожность в вопросе предстоящих санкций, нацелив их только на тех, кто несет ответственность за участие в фальсификации выборов и репрессивных действиях против протестующих. А любые другие ограничения, которые окажут негативное влияние на народ и экономику, окажутся деструктивными.
«После демократической революции Армения продолжает оставаться российской военной базой. Хотя у России нет аналогичного военного присутствия в Беларуси, есть очевидные интересы безопасности. Конечно, остается открытым вопрос, примет ли президент России Владимир Путин политический переход в Беларуси в армянском стиле… Ситуация в Беларуси не является геополитической борьбой. Это внутренний вопрос, который касается народа Беларуси и режима, который потерял свою легитимность и исчерпал себя. Западная дипломатия может помочь народу Беларуси добиться демократических результатов, но только в случае, если он будет действовать разумно».
Подготовила Виктория АНДРЕАСЯН