На заседании Совета национальной безопасности РА 10 июля была принята новая Стратегия национальной безопасности страны. Работы над документом начались еще в 2019 году. В них приняли участие более двух десятков сотрудников государственных ведомств, а также ряд представителей экспертного сообщества.
Мировые события
Предыдущая Стратегия национальной безопасности Армении была принята в 2007 году – в последний год президентства Роберта Кочаряна. Во время президентства Сержа Саргсяна Стратегия не обновлялась. Между тем с 2007 года в регионе и мире изменились как вызовы, так и общая геополитическая ситуация. За последние 13 лет в мире и в регионе произошел ряд поворотных событий, которые не могли не повлиять на подходы Армении в сфере безопасности.
В феврале 2007 года знаменитое выступление Владимира Путина на Мюнхенской конференции по безопасности положило начало новому этапу противостояния между Россией и Западом, который значительно сузил для Армении поле для маневров. Последовавшая за этим пятидневная российско-грузинская война 2008 года также стала серьезным вызовом для Армении и региональной стабильности. С 2007 года Армении удалось присоединиться к новой международной организации – Евразийскому экономическому союзу, изменить свою систему управления и осуществить демократический переход.
Читайте также
За последние 13 лет изменилась также тактика Азербайджана в контексте карабахского конфликта. За это время Баку тратил огромные средства на приобретение современного вооружения, которое затем использовалось с целью получения преимущества за столом переговоров путем оказания военного давления на армянские стороны. Кульминацией этой тактики, более известной как «военная дипломатия», стала Апрельская война 2016 года.
За этот период существенно изменились также мировые политические и экономические тенденции. Экономические кризисы и отток промышленных рабочих мест в страны с более дешевыми рынками труда вследствие глобализации создали такие настроения в западных обществах, которыми воспользовались левые и правые популистские движения и деятели. Это, в свою очередь, привело к распространению изоляционистских подходов в западных столицах, что отразилось и на нашем регионе, поставив под угрозу существующий геополитический баланс.
На фоне всего этого принятие новой Стратегии национальной безопасности стало жизненной необходимостью для Республики Армения. Очевидно также, что в результате столь коренных внутриармянских и международных сдвигов должны были измениться подходы и акценты новой Стратегии. В связи с этим представляет интерес проведение сравнительного анализа документов, принятых в 2007 и 2020 годах.
Что осталось прежним?
Одними из главныхугроз безопасности Армении как в документах 2007 года, так и 2020 года считаются воинственная политика Азербайджана и вероятность вследствие этого военной агрессии против Республики Армения и Республики Арцах, а также прямое или косвенное участие Турции в конфликте.
В обоих документах в качестве угроз рассматриваются ослабление стратегических союзов и углубление разногласий между их государствами-членами. Естественно, речь идет об ОДКБ. Примечательно, что и в старой и в новой Стратегиях подчеркивается недопустимость действий, противоречащих интересам Армении, со стороны стран, считающихся союзниками Армении. В старой и новой Стратегиях угрозами национальной безопасности считаются также терроризм и транснациональная преступность, изоляция Армении от региональных программ, демографические проблемы внутри страны, социальное неравенство и бедность.
Основные изменения
Новые угрозы в Стратегии 2020 года отражают изменения, произошедшие в Армении и в мире за последние 13 лет. Так, серьезными вызовами для среды безопасности Армении считаются тенденции ослабления систем международной безопасности, рост конкуренции между крупными державами, ослабление режимов контроля над вооружениями и услиление гонки вооружений, ослабление многосторонних платформ, стремление разрешать конфликты силой и рост вледствие всего этого амбиций некоторых региональных государств.
Главные принципы, лежащие в основе новой стратегии, — суверенитет, самодостаточность и панармянство. Пункт 1.1 введения документа, в частности, гласит: «Главной целью Стратегии национальной безопасности Республики Армения является установление ориентиров для обеспечения безопасного развития и благополучия граждан Армении и Республики Армения, основываясь на независимой, суверенной и мощной Республике Армения, как гаранта реализации этой цели и Родины армянского народа, разбросанного по всему миру». Эти принципы проходят красной нитью по всему тексту. Особый акцент на суверенитете — главное отличие нового документа от старого.
Так, в разделе, посвященном внешней политике, в документе 2007 года отмечается, что Армения реализует свою стратегию внешней безопасности, руководствуясь двумя основными принципами – взаимодополняемость и вовлеченность. В новой Стратегии говорится, что Армения реализует свои внешнеполитические приоритеты на основе трех основных принципов – суверенитет, панармянство и взаимодействие. В случае старого документа мы видим, что внешняя политика Республики Армения рассматривается как способность маневрирования между силовыми центрами, и, по большому счету, констатируется, что поведение и позиции этих центров предопределяют действия Армении на внешнеполитическом поле. Главные принципы внешней политики страны в новой Стратегии ориентированы на Армению. Республика Армения продолжает придавать важность сотрудничеству с международными партнерами, однако называет приоритетным принципом в этом сотрудничестве суверинитет Армении.
В новой Стратегии вектор внешней политики не изменился. И в старых, и в новых документах Армения придает особую важность стратегическим отношениям с Россией, а также членству в международных организациях, действующих под предводительством России. В то же время придается важность тесному сотрудничеству с США, Европейским союзом, другими западными структурами, а также с региональными странами (в частности, с Ираном и Грузией).
Однако в словарном запасе, использованном в старой Стратегии, чувствуется дефицит суверенитета. Особенно это заметно в разделе, посвященном двусторонним отношениям с Российской Федерацией. В документе 2007 года, в небольшой части об армяно-российских отношениях, дважды кратко отмечается, что Россия играет ключевую роль в вопросе обеспечения безопасности Армении. В новом документе таких формулировок нет. Армения продолжает рассматривать «углубление и расширение стратегических и союзнических отношений с Россией в политической, торговой, экономической, оборонной, культурной и гуманитарной сферах и сфере безопасности» как один из своих внешнеполитических приоритетов, однако подчеркивает, что эти отношения должны основываться на принципах равноправия и взаимного уважения интересов друг друга.
Арцах
Критики новой Стратегии национальной безопасности, которые в основном являются представителями прежней власти Армении и их сторонниками, особенно нацелены на ту часть документа, которая посвящена Арцахскому вопросу. Основная критика заключается в том, что в стратегии 2007 года был раздел под названием «Нагорно-Карабахская Республика», а в новом документе об Арцахе и Арцахском вопросе говорится в главе «Обеспечение независимости, суверенитета, территориальной целостности Армении и безопасности Арцаха». Это, конечно, довольно слабый аргумент, так как отдельного вопроса безопасности Арцаха не существует. Есть вопрос безопасности Армении, неотъемлемой частью которого являются Арцах и Арцахский вопрос. Недавняя эскаляция на армяно-азербайджанской границе – лучшее доказательство этого тезиса.
Кроме того, включение Арцахского вопроса в раздел о независимости, суверенитете и территориальной целостности Армении отражает суть политики, проводимой правительством Армении в отношении Арцаха в последние два года. Эту политику можно назвать «де-юре — поддержание статус-кво, де-факто — углубление интеграции». Другими словами, власти Армении не предпринимают кардинальных шагов в юридических и политических вопросах, связанных с Арцахом, однако меняют реалии на месте, углубляя интеграцию Арцаха с Республикой Армения. Эта политика отражается в беспрецедентном углублении сотрудничества между различными ведомствами Арцаха и Армении, ставших уже традиционными совместных заседаниях советов безопасности двух стран, строительстве правительством Армении новой стратегической дороги, соединяющей Арцах с Арменией, и так далее.
Что касается тезисов по урегулированию Арцахского вопроса, то новая Стратегия, по сравнению с документом 2007 года, вновь на шаг впереди. В обоих документах говорится, что Республика Армения является гарантом безопасности Арцаха. Как в старой, так и в новой Стратегиях четко указано, что Республика Армения будет поддерживать реализацию права народа Арцаха на самоопределение. Однако, если в старой Стратегии отмечается, что Нагорно-Карабахская Республика должна иметь географическую связь с Арменией, то в новой Стратегии говорится о «безопасной, надежной, диверсифицированной системе взаимодействия» с Республикой Армения.
Очевидно, что в старом докумнте речь идет о Лачинском коридоре, предусмотренном Мадридскими принципами и их компонентами, а в новом документе говорится не о коридорах, а о необходимости строительства множества инфраструктур, соединяющих Арцах с Арменией, и легитимности. В новом документе отмечается также, что Арцах должен иметь необходимые линии обороны для обеспечения безопасности. Это означает, что власти Армении не готовы обменять реальные гарантии безопасности на ложные обещания безопасности. Такой посыл несет также фотография крепости Тигранакерт, размещенная в конце раздела, посвященного безопасности Арцаха. Выбор фотографии, безусловно, не случаен. Крепость Тигранакерт находится недалеко от освобожденного Агдама. И это прямой намек на знаменитое заявление Сержа Саргсяна «Агдам не наша родина».
Одним из ключевых пунктов новой Стратегии является также принятие Арменией обязанностей защитника демократии и прав человека в Арцахе. Это совершенно новый подход к Арцаху, цель которого – повысить его международную субъективность через демократическую легитимность. В новой Стратегии демократия считается одной из главных гарантий безопасности Армении. Этот подход имеет фактическую основу, поскольку многочисленные исследования показывают, что устоявшиеся демократии более стабильны, чем недемократические режимы, и в случае войны имеют более высокую вероятность успеха.
Более широкая
В целом новая Стратегия национальной безопасности Армении – документ гораздо более глубокий и всеобъемлющий. В новой Стратегии рассмотрены все виды угроз, существующие в современном мире, и предложены решения. В отличие от Стратегии 2007 года, в новом документе зафиксированы также национальные интересы Республики Армения и представлены все военные и невоенные механизмы их защиты. Однако самое главное заключается в том, чтобы Стратегия национальной безопасности не имела формальный характер, а по праву стала руководством для всех государственных структур, работающих в сфере политики безопасности, как это указано в пунктах 8.1 и 8.2 заключительных положений.
Тигран Григорян
«Союз информированных граждан» (UIC)