Лента новостей
Новости дня

«А куда они денутся?»: Микаел Айрапетян

25 августа,2020 21:26

В XIX и XX веках идеей-девизом, распространенным среди армян, было «придет добрый дядя и спасет», и дядей была Россия. Действительно, Россия дошла до Муша, Битлиса, Ерзнка, Трапезунда… Но до этого армяне уже были истреблены. А там, где организовали самооборону и не были полностью уничтожены, как в Ване, там было достаточно непонятных наступлений-отступлений русских войск в течение месяца, чтобы город и провинция, в которых армяне проживали не менее трех тысяч лет, окончательно лишились армянского населения.

Российская империя разработала подход, остерегающийся армян, суть которого сводилась к следующему: если армяне немного окрепнут, они могут потребовать независимости Западной Армении, в отличие от курдов сто лет назад. Ценою аналогичных опасений в случае Восточной Армении стали кровавые армяно-татарские столкновения в 1905–1906 годах по всему Кавказу. Даже Советский Союз при разделе Южного Кавказа выделил Советской Армении такое жизненное пространство, которое не шло ни в какое сравнение с Азербайджаном и Грузией. На Южном Кавказе армяне «оправдали» имперскую осмотрительность, дав во время Второй мировой войны несравненно больше участников, несравненно больше погибших, несравненно больше героев СССР, маршалов, генералов, а после войны – больше всего стремящихся к независимости диссидентов – политзаключенных.

После распада СССР и до недавнего времени сохранялась все та же имперская предосторожность, хотя для армян она была высокомерно сформулирована следующим образом – «А куда они денутся?», поскольку мы со всех сторон окружены тюркским этносом, а значит, если не будет России, мы, якобы, пропадем и навечно должны быть к ним привязаны. И хотя у России на Южном Кавказе есть военная база только в Армении, и только население Армении дружелюбно настроено к России, пренебрежительное отношение все равно выходит за грани реалий.

Но колесо истории никогда не останавливается на одном и том же месте. В безвыходном положении оказалась даже самодовольная, но также и закомплексованная из-за Запада российская политическая мысль, когда осознала тот факт, что потеряла не только Восточную Европу и единоверную Грузию, чья столица так тщательно приукрашивалась как центр наместничества, а позже стала местом средоточия на юге советских вооруженных сил, но также пребывающий в кризисе идентичности Азербайджан и даже единокровную Украину. Открытое Петром Великим «окно в Европу» стало с шумом захлопываться перед Россией. Чтобы со временем не превратиться в азиатскую страну, не быть вытесненной из Черного моря, Россия в спешке вновь присоединила к себе Крымский полуостров, с которым сегодня можно связаться только по мосту, как Калининград, с унижением запертых вагонов. Еще не оправившись после шока с мостом, теперь наступает шок от начавшегося процесса постепенного приема-сдачи Беларуси.

Всего за несколько дней до потрясений в Беларуси США передвинули свои войска из Германии на восток, разместив их в Польше – прямо под носом у Беларуси, то есть России. После аннексии Крыма Россия не может повторно позволить себе подобную роскошь, особенно перед лицом более жестких санкций. Невозможно даже представить, в каком состоянии окажется Россия, если в составе якобы ее ОДКБ, ЕАЭС и Таможенного союза останется она и мусульманская Центральная Азия – будущая сырьевая база развивающейся китайской экономики. Здесь значимость Армении становится неоценимой. Теперь мы можем говорить России – «А куда они денутся?».

Мы, конечно, не скажем этого, потому что мы не заражены имперским шовинизмом и высокомерием. Мы не скажем, но они поймут, что если трехсотлетняя политика будет продолжаться, которая на самом деле не может сохраняться дальше, то не исключено, что маленькая Армения последует примеру Грузии, и в этом случае границы России будут проходить даже севернее Краснодара. Конечно, Армения может заплатить за это цену. Тяжелую и болезненную цену, но она больше не потеряет свою государственность, как это было в 1920 году, когда миропорядок был совершенно другим, когда на планете не было такой сверхдержавы, как США, и было возможно российско-турецкое сотрудничество. В сказанном исключается шантаж и злорадство: такова голая реальность.

Шокирует национальное пробуждение жителей страны, в которой даже в советское время была только одна белорусская школа в Минске, чем сразу же попытались воспользоваться потомки почившей два с половиной века назад наследники Речи Посполитой – Польша и Литва. Сейчас на белорусских демонстрациях именно эти гербы и флаги. Время работает на новую белорусскую идентичность. После украинского удара это создало ситуацию уже нового цугцванга. И если с потерей Киева Россия утратила свои духовные истоки, в купели которой она была крещена как нация и христианский этнос, еще больше отдалилась от русской нациоконсолидирующей первоосновы «Царь и Бог», мифического Царьграда – Константинополя, то с утратой донорской Беларуси будет объявлено о начале постепенной исламизации России, какие бы героические усилия ни прилагались, закреплением в новой конституции являющих собой ядро государственных ценностей – «Бог», «семья», «русский язык».

И это еще не конец, если Россия не сможет заново обрести саму себя. Если такой спокойный народ, как белорусы, не проявивший в последнее столетие никаких признаков национальной идентичности, может обратить свой взор на Польшу и Литву, насколько легче будет отделение примыкающего к Украине казачества Предкавказья, которое отличается по широкому разбросу своей русско-украинской идентичности. В данном случае совершенно излишне говорить о наиболее вероятных амбициях мусульманских народов Северного Кавказа, которые проявлялись со времен присоединения и до современных чеченских войн, сколько бы гений Пушкин ни говорил: «Кавказ подо мною».

Это, наверное, второй раз в истории, когда Армения и Россия могут быть исключительно реальными союзниками в регионе, без существующих до сих пор отношений сюзерена и вассала. В 2008-2009 годах, когда я был в подполье, когда я опубликовал мемуары Лео «Из прошлого», я написал в предисловии: «… даже если был момент, когда мы отвернулись от русских, это был единственный момент, когда мы должны были быть с ними» (речь идет о начале 1920-х годов), тем более, что нам открыто советовал это традиционный противник России – англичане. Сейчас и Запад, особенно США, подходящие с пониманием ко всем нашим государственным промахам, не только не будет препятствовать, но и будет поощрять нашу инициативную самооборону в любом разумном альянсе. Об этом свидетельствует тот факт, что в условиях многопланового противостояния США (а также ЕС) и России они проявляют исключительную солидарность только в вопросе Арцаха.

И союз определяется в первую очередь общими вызовами. Но этот альянс отныне уже не может предполагать своеволие. Такой союз больше не может допускать в Национальном Собрании наглого демарша какого-то Киселева или российского министра против оси нашего Духа – армянского языка. Не воспользоваться этой исключительной гармонией подхода центров силы в нашей части Большого Ближнего Востока может оказаться судьбоносным. Не требующийся сейчас от нас выбор лагеря или окопов только повредит нашим интересам, если мы окажемся более католиками, чем Римский Папа. Только в случае ясности национально-государственных приоритетов вместо кустарщины, размытых представлений о национальной безопасности мы сможем выйти из этой взрывоопасной глобальной и региональной ситуации не только без потерь, но и с большой выгодой. Эта ситуация может больше не повториться, когда столь существенно присутствие величайшего союзника и донора с момента обретения нашей независимости – Соединенных Штатов, нашего столетнего друга, а теперь еще и сконцентрировавшей военно-морское присутствие в Средиземном море – Франции. А Россия, которой уже «некуда деться», обречена быть нашим искренним союзником, которая на протяжении всей истории множество раз бросала нас, но мы – никогда, и сегодня мы стали одним из главных гарантов ее государственности.

Микаел АЙРАПЕТЯН

Председатель Консервативной партии

Газета «Аравот»
21.08.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать