Москва выступает за «взаимовыгодные и дружеские отношения» с Грузией
Начало — ЗДЕСЬ
Турция последовательно поглощает Аджарию. Турки здесь чувствуют себя свободно, рейсы из Стамбула в Батуми даже считаются внутренними. Ясно, что турецкие инвестиции в Аджарии, предоставляемые турецким предпринимателям стимулирующие условия, строительство, осуществляемое их компаниями в Аджарии – все это последовательная политика турецких властей.
Возникает вопрос, а у грузинских властей нет опасений относительно этой турецкой политики поглощения?..
Читайте также
Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, который дал толчок отношениям с Турцией и Азербайджаном, давно уже не у руля власти. Сменившие его грузинские власти, даже если у них есть определенные опасения, похоже, все же предпочитают политику экономического развития и укрепления Грузии.
Параллельно с растущим турецким влиянием в Грузии, особенно в Аджарии, и в целом активность турецких властей, в последнее время в экспертных кругах чаще начали обсуждать утверждение, что устремления Турции на Южном Кавказе могут быть обузданы Россией.
Отношения России и Турции на фоне возникающих время от времени и сохраняющихся разногласий остаются партнерскими. В последние годы между Путиным и Эрдоганом нет недостатка во встречах и телефонных разговорах. Президент Турции считает Путина другом. Но даже в этих обстоятельствах важно, какую политику будет проводить Россия в отношении мягкой-поглощающей политики Турции на Южном Кавказе.
При Михаиле Саакашвили отношения между Россией и Грузией стали проблемными. 8 августа исполнилось 12 лет августовской российско-грузинской войне. После пятидневной войны Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, и дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси были разорваны.
Тогдашние грузинские власти настаивали на том, что Россия заранее готовилась ввести войска в автономию, и грузинская армия прибегла к ответным действиям. Между тем российская сторона заявила, что войска были введены в регион для защиты мирных жителей и миротворцев. Россия ответила Грузии вводом войск сначала в Южную Осетию, а затем в Грузию. Война длилась 5 дней. Прекращение огня было подписано серьезными усилиями Евросоюза.
Министры иностранных дел России и Грузии впервые за 11 лет после пятидневной российско-грузинской войны 2008 года встретились в Нью-Йорке в конце сентября прошлого года. Встреча Сергея Лаврова и Давида Залкалиани состоялась при посредничестве Швейцарии.
По словам главы внешнеполитического ведомства Грузии, на встрече обсуждались все вопросы, в основном подходы относительно позиции властей России, а также тема женевских переговоров и ситуация на границе с Южной Осетией. В своем пресс-релизе МИД России отметил, что встреча состоялась в Нью-Йорке при посредничестве швейцарской стороны, и на встрече обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений, состоялся обмен мнениями по вопросам региональной безопасности.
Других подробностей встречи ни российская, ни грузинская стороны не предоставили. Залкалиани поделился видео, в котором подчеркнул, что перед встречей с Лавровым провел консультации со своими западными коллегами, а затем согласился встретиться с главой МИД России.
О необходимости прямого диалога с Россией для разрешения конфликтов с трибуны ООН в своем выступлении отметила президент Грузии Саломе Зурабишвили. Премьер-министр Грузии Георгий Гахария, комментируя переговоры Лаврова и Залкалиани, указал, что встреча в Нью-Йорке может содействовать разрешению сложных вопросов между двумя странами.
Глава МИД России, накануне переговоров Лавров-Залкалиани, в интервью «Коммерсанту» заявил, что, по его мнению, воздушное сообщение между Россией и Грузией можно восстановить. «Я бы, наверное, возобновил эти полеты. Думаю, что так будет правильно, потому что большинство населения Грузии осознает провокационный характер того, что произошло во время заседания Православной межпарламентской ассамблеи в парламенте Грузии», – сказал глава МИД России.
Примечательно, что переговоры Лаврова и Залкалиани проходили в Нью-Йорке, несмотря на то, что российско-грузинские отношения вновь обострились в июне прошлого года после того, как российский депутат Сергей Гаврилов во время конференции в парламенте Грузии занял кресло главы законодательного органа Грузии и попытался продолжить встречу на русском языке. Сцена вызвала волну недовольства среди присутствующих, а также в здании парламента, что привело к многолюдным протестам в Тбилиси. Уже на следующий день, 21 июня, президент России Владимир Путин распорядился запретить все полеты в Грузию.
Следует отметить, что Грузия была одним из самых популярных направлений для российских туристов даже в контексте пятидневной российско-грузинской войны и последующего разрыва дипломатических отношений между двумя странами.
В этот период российские власти регулярно заявляют, что надеются, что наступит время, когда будут созданы соответствующие условия для возобновления воздушного сообщения между Грузией и Россией. Несколько дней назад министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью газете «Труд» вновь обратился к вопросу возобновления авиасообщения с Грузией.
Как напомнил глава МИД России, решение о временном запрете авиаперевозок в Грузию было принято в ответ на антироссийскую провокацию грузинских националистов. «Хочу надеяться, что возобновление авиасообщения – дело ближайшего будущего. Мы внимательно следим за ситуацией в Грузии. Естественно, мы ожидаем общего улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе и в мире, а также открытия регулярных рейсов по другим направлениям», – сказал Лавров.
Ссылаясь на отсутствие дипломатических отношений между Грузией и Россией, министр иностранных дел России отметил, что разрыв был инициативой Тбилиси и итогом «южноосетинской авантюры», предпринятой правительством бывшего президента Михаила Саакашвили. Он добавил, что Россия всегда выступает за взаимовыгодные и дружеские отношения с Грузией.
Он также выразил надежду на скорейшее возобновление политического диалога в формате Карасин-Абашидзе, прерванного из-за коронавируса. «Мы убеждены, что скорейшее преодоление существующих разногласий, восстановление и полноценное развитие двусторонних отношений отвечает долгосрочным интересам наших стран и народов». Напомним, прямой диалог между Грузией и Россией поддерживает спецпредставитель премьер-министра Грузии Зураб Абашидзе и член Совета Федерации Григорий Карасин.
Реакция официального Тбилиси на интервью Лаврова не заставила себя ждать.
Грузия не собирается восстанавливать разорванные дипломатические отношения с Россией, поскольку Российская Федерация признает Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, сообщил ТАСС в тот же день спецпредставитель премьер-министра Грузии по связям с Россией. «Хочу напомнить, что дипломатические отношения были разорваны в 2008 году по решению грузинского руководства», – добавил Зураб Абашидзе. «Пока Россия продолжает признавать независимость двух территорий (Абхазии и Южной Осетии), вопрос восстановления дипломатических отношений не может входить в повестку».
Позиция Тбилиси по возобновлению дипломатических отношений между Россией и Грузией вроде продолжает оставаться твердой и неизменной. Москва явным образом поддерживает и возобновление авиасообщения, и отношений с Грузией. Давно известно, что мяч находится на половине поля официального Тбилиси.
Россия может обуздать растущее турецкое влияние в Грузии, недавно российские пропагандистские круги вбросили на арену этот тезис и активно его обсуждают. Вероятно, таким манером российская сторона пытается подсказать официальному Тбилиси шаги, чтобы в Грузии сконцентрировались не только на «российской политике», но и на возможных последствиях мягкой, но поглощающей политики Турции.
Начало — ЗДЕСЬ
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
02.09.2020г