«У некоторых аналитиков складывается впечатление, что Москва и Анкара ведут острую борьбу за влияние в Азербайджане. Ильхам Алиев в последнее время ведет себя словно брошенная Путиным «любовница»
Собеседник «Аравот» – бывший депутат парламента Арцаха, бывший председатель комиссии по внешним отношениям Ваграм Атанесян.
– В армянском политическом поле, в контексте урегулирования арцахского вопроса, обсуждаются вопросы, связанные в основном с армяно-российскими отношениями, тогда как в этом вопросе не менее важно и существенно качество российско-азербайджанских отношений. На Ваш взгляд, каков уровень этих отношений сейчас?
– Практически никто из политических обозревателей не обратил внимания на то, что примерно за месяц до Тавушского обострения Ильхам Алиев публично унизил Россию, не указав ее в списке стран союзников и партнеров Азербайджана. Причина, видимо, в «капризной» позиции Москвы в вопросе продления договора о закупке вооружений. Предыдущая сделка завершена, Азербайджан закупил российского оружия на 5 миллиардов долларов по международным ценам. Однако Ильхам Алиев не достиг желаемой цели. В тот же период, но особенно после апрельской четырехдневной войны, Россия поставила Армении такие виды вооружений, которые уравновешивают военный потенциал Азербайджана. Азербайджанская сторона воспринимает это как «гарантию сохранения статус-кво, создания имитации переговоров по карабахскому урегулированию». Публично игнорируя Россию, Алиев, вероятно, надеялся, что Москва немедленно откроет перед ним двери для переговоров.
Читайте также
– И ожидания Алиева оправдались?
– Этого не произошло. А трехдневные бои в Тавуше доказали, что алиевская политика по навязыванию решения нагорно-карабахского конфликта с позиции силы полностью провалилась. Правда, нашли козла отпущения, Алиев обвинил в собственных неудачах Эльмара Мамедъярова и снял его с поста министра иностранных дел, но от международного сообщества вы ничего не скрыть. И даже самому протурецкому эксперту Мэтью Брайза пришлось признать, что Азербайджан не в состоянии в одиночку добиться каких-либо результатов в вопросе Нагорного Карабаха. Это уже свершившийся, зафиксированный факт.
– На ваш взгляд, что предпримет в ближайшее время Ильхам Алиев и в целом какова ситуация в Азербайджане?
– Судя по реакции азербайджанских экспертов, политиков и журналистов, на данный момент азербайджанская элита расколота на три части. Первая считает, что противостояние с Россией никуда не ведет. Вторая подчеркивает важность формализации военного сотрудничества с Турцией. Треть находит, что желаемым посредником в армяно-азербайджанском диалоге может стать Иран. Последняя точка зрения не имеет широкого распространения, поэтому на данном этапе ее можно условно не считать. Выбор невелик, но сегодня вопрос о внешнеполитической ориентации ставится в такой очередности: Турция или Россия? Причем разделительная линия проходит между правящей супружеской парой. Недавно президент России Путин поздравил Мехрибан Алиеву с днем рождения и рукоположил ее в друга России в Азербайджане. Принципиально придерживается этой же линии и Ильхам Алиев, для которого турецкий выбор чреват реальной угрозой потери власти.
У некоторых аналитиков складывается впечатление, что Москва и Анкара ведут острую борьбу за влияние в Азербайджане. Ильхам Алиев в последнее время ведет себя словно брошенная Путиным «любовница». Наверное, это продуманный и просчитанный шаг. Проблема в том, какой вариант выгоден России – Азербайджан во главе с Мехрибан Алиевой или Ильхамом Алиевым? В Баку назревает крайне сложная ситуация. Общественные настроения в основном протурецкие. На этой основе может активироваться радикальная оппозиция, считающая себя идейным преемником основателя азербайджанского государства Мамед Эмина Расулзаде и оплотом турецкой идентичности. Пойдет ли Алиев на подавление этих настроений или подчинится течению? И потерпит ли Россия военное присутствие Турции на Южном Кавказе?
Один из азербайджанских экспертов напомнил, что, когда Нариман Нариманов отказался от договоренности по предоставлению автономии Нагорному Карабаху, Москва пригрозила, что Баку – российский город, пусть Азербайджан ищет столицу в Гяндже. Было ли такое напоминание случайным? Также не случайно то, что один из турецких обозревателей сравнил предыдущие турецко-азербайджанские совместные военные учения с 15 сентября 1918 года. Это день оккупации Баку турецким экспедиционным корпусом и его передачи Азербайджану.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
04.09.2020г