Заявление адвоката Тиграна Егоряна для прессы 7 сентября 2020г
После остановленного революционными событиями в 2018 году формирования и становления в течение последних 20 лет тоталитарной системы правления, казалось бы, запущены процессы, которые, помимо прочего, должны были решить также проблему коррумпированных государственных систем, в том числе судебной, которые годами использовалась против демократии, прав человека (личности) в пользу групповых интересов.
Спустя короткое время выяснилось, что власть не в силах проводить предметную и последовательную правовую политику. Эта неспособность проявилась в отсутствии реальной, глубокой, скоординированной и последовательной программы реформирования правовой системы, и в отсутствии ее реализации, реорганизации и формировании ключевых государственных органов, в провале обеспечения их конституционно-законодательной миссии преданной деятельностью, в отсутствии кадровой политики, как в широком смысле, так и на уровне отдельных важнейших должностей.
Эта неспособность или отсутствие воли проявляется в провале реального и углубленного/предметного пересмотра и проведения эффективного расследования в сорванных и извращающих конституционное содержание демократического и правового государства РА делах ключевого значения.
Читайте также
После революции 2018 года наконец-то началось настоящее расследование дела «1 марта», которое за короткое время выявило невероятную картину, которая в течение 10 лет последовательно описывалась, объяснялась как в правовых процессах в национальных, наднациональных инстанциях, так и в политических процессах.
Выяснилось, что группы и отдельные лица, полностью завладевшие государственной властью, организованно и последовательно вовлекая различные ветви государственной власти, осуществляя свою власть, исказили реальность, поставили на службу групповым интересам власть, принадлежащую целому народу, и суверенитет государства.
Выяснилось, что ради этой цели не чурались никаких средств. Для этого нарушалась Конституция, калечили и убивали людей, искажалась правда и история, фальсифицировались факты и доказательства, осуждались инакомыслящие и противники.
В связи с событиями «1 марта» 2008 года были осуждены почти 113 человек. Участники мирных митингов были осуждены за организацию или участие в массовых беспорядках.
После революции 2018 года было пересмотрено и последовало оправдание всего по 15 делам, по которым кассационные жалобы Генпрокуратура подала только в 2019 году. С тех пор прокуратура хранит молчание.
Не осуществляется углубленное политико-правовое обращение, оценка, последовательный всесторонний процесс по событиям «1 марта» 2008 года.
Пробел в восприятии и осознании, отсутствие (или неспособность к формированию) воли для реализации эффективной правовой политики стали более очевидными, когда в 2018-2019 гг. ЕСПЧ опубликовал важнейшие вердикты по делам, связанным с событиями 1 марта 2008 года, и по другим делам, относящимся к изнасилованным правам человека, которые по большей части остались без последствий, когда стали очевидны проявления юридически непоследовательной, недостаточной по глубине содержания политики по «1 марта».
Когда обвинительное заключение по делу «1 марта» было передано в суд в условиях, когда не были пересмотрены приговоры лиц, незаконно осужденных в организации и участии в массовых беспорядках, при осуществлении своих политических и гражданских прав.
Когда было предъявлено неполноценное обвинение, без учета ключевых вопросов, относящихся к узурпации власти народа, умышленной вины верховного главнокомандующего в связи с убийствами и т. д.
Когда после предъявления обвинения не было достигнуто значительного прогресса в вопросе пересмотра приговоров незаконно осужденных в связи с событиями 1 марта.
Когда не было предпринято никаких практических шагов для снятия клейма с порочной судебной системы, запятнавшей себя коррупцией, антидемократической деятельностью против прав человека как минимум в течение 20 лет, и растрачены впустую возможности судебных решений ЕСПЧ в 2018-2019 годах. Более того, под именем законодательной реформы была заблокирована возможность избавиться от некоторых одиозных деятелей судебной власти, ответственных за эти решения.
Когда прокуратура по делу «1 марта» не проявила достаточной воли и усилий для систематического и последовательного проведения уголовного преследования, некоторым лицам была предоставлена возможность уклониться от расследования или им «предоставлялась» возможность освободиться от уголовного преследования (Ваагн Арутюнян).
Когда по отдельным компонентам дела «1 марта», каковым является дело относительно судьи Д. Григоряна, принявшего решение об освобождении из-под незаконного ареста Р.К. и прекращения дела, судей, принявших незаконные решения о задержании – в вопросе позволения действовать в этих делах в качестве беспристрастного судьи Генеральная прокуратура не демонстрирует реальной последовательности и принципиальности, не осуществляет общий контроль над взаимосвязанными делами и эффективное выяснение и использование данных.
Когда вместо эффективного сотрудничества между государственными органами во многих случаях имеют место явления противодействия или саботажа, например, в случае пропавших документов, в случае кассационной жалобы по делу об аресте Ваагна Арутюняна, неприсоединения к самоотводу Алика Азаряна по случаю ареста Армена Тавадяна.
Когда до сих пор никак не продемонстрировано эффективное сотрудничество ни полиции, ни СНБ в рамках расследования дела «1 марта», ключевые должностные лица, кажется, эффективно избегают дачи показаний, и в связи с этим нет какого-либо эффективного средства.
Когда в течение двух лет проваливается разрешение кризиса Конституционного суда.
Когда нейтралитет как критерий начинает использоваться в том смысле, что инструменты тоталитарного правления рассматриваются как единственный ценный ресурс для борьбы за демократические ценности и права человека.
Когда нам начали рассказывать, что чистка судебной власти невозможна из-за Конституции или из-за возможности негативной реакции со стороны европейских институтов и так далее.
В том случае, когда ничего не было сделано для очистки судебной системы, в которой отдельные группировки, чувствуя неспособность власти, начали восстанавливать свои позиции против тех ценностей, с которыми они эффективно боролись последние 20 лет, ясно, что оставлять рассмотрение дела «1 марта» на плечах одного отдельного судьи – это признак безразличия к провалу дела. Сегодняшняя судебная система не может переварить столь емкое дело. Результат и качество деятельности судебной системы последних двух десятилетий – самое очевидное тому подтверждение.
Эти неудачи являются следствием неспособности глубоко воспринять конституционное содержание Республики Армения как демократического правового государства, переосмысления этих ключевых вопросов, способности обсуждать и оценивать деятельность предыдущего тоталитарного режима с правовой и политической точек зрения и неспособности сформировать волю для эффективного реагирования на его продолжающееся разрушительное воздействие.
В целом дела «1 марта» – это лакмусовая бумажка, которая в ближайшем будущем станет индикатором оценки судебно-правовых реформ или, в более широком смысле, оценки правовой политики, обслуживающей содержание демократического и правового государства, определенного Конституцией. Конечно, к таким делам относятся тянувшиеся годами и продолжающиеся сейчас дела, связанные с жертвами, правом на жизнь (случаи убитых военнослужащих), правом на свободу слова, правом на собрания и рядом других прав, которые стали и продолжают оставаться клеймом для Армении.
Эти случаи и происходящие в связи с ними события дают возможность с высокой точностью диагностировать реальное состояние демократии, прав человека, их вектор в Республике Армения.
Сейчас, когда досудебное расследование практически прекращено, а судебный процесс превратился в дорогостоящий фарс, во дворе и зале суда преобладают произвол и вседозволенность в отношении ценностей и прав, закрепленных в Конституции, и удостаиваются высшей снисходительности, а председательствующий судья умеет проявлять свою власть только против правопреемников жертв, мы ПРЕКРАЩАЕМ наше физическое участие в этом бессмысленном мероприятии.
К нашим дальнейшим шагам мы обратимся по мере развития событий.
Тигран Егорян, адвокат
https://www.facebook.com/tigran.yegoryan.9/posts/3903791596316244