В Национальном собрании Армении прошло закрытое тайное голосование по выборам судей Конституционного суда, голосование началось в 10:10, проходило до 10:40.
На вакантные места трех судей Конституционного суда свои кандидатуры выдвинули правительство, президент Республики Армения и общее собрание судей. Кандидат от общего собрания судей — Ерванд Хундкарян, кандидат президента — Артур Вагаршян, от правительства — Эдгар Шатирян.
Оппозиционные фракции “Процветающая Армения” и “Просвещенная Армения” заявили, что не примут участия в голосовании.
Как передает Радио Азатутюн, пятая сессия Национального собрания Армении вчера началась с обсуждения вопроса избрания кандидатов, выдвинутых на вакантные должности судей Конституционного суда (КС).
Обе оппозиционные фракции, «Просвещенная Армения» и «Процветающая Армения», заявили о бойкоте процесса. По их словам, проблема не связана ни с кандидатом от Общего собрания судей Ервандом Хундкаряном, ни с выдвинутым президентом кандидатом Артуром Вагаршяном. Они просто видят правовую проблему, связанную с происходящими вокруг Конституционного суда процессами, и не хотят в них участвовать.
«Фракция не примет участия в голосовании. Вы сами знаете, мы оспариваем в Конституционном суде процесс принятия тех конституционных поправок, следствием которых является сегодняшнее голосование. Путь так же важен, как и цель. Нарушьте закон сегодня, нарушьте Конституцию завтра, хотя уже вчера нарушили, и послезавтра у вас не будет правового государства. Сейчас эту проблему вы настолько усложнили, что я не смогу объективно проголосовать за кандидатов, которых очень уважаю. Потому что вы начали незаконный, неконституционный процесс», — сказал депутат фракции «Просвещенная Армения» Тарон Симонян.
Депутат фракции «Процветающая Армения» Наира Зограбян также заявила, что они видят правовые проблемы в связи с этим процессом и не примут участия в голосовании.
Оппозиционерам не понравился также тот факт, что никто из кандидатов не инициировал встречу с оппозиционными фракциями, в то время как с правящей фракцией «Мой шаг» они встречались.
«С 2007 года я в парламенте и не припомню ни одного случая, когда бы подобным образом игнорировались другие парламентские фракции», — сказала Зограбян.
Глава фракции «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян назвал тот факт, что встречи не состоялись, регрессом, с чем не согласился председатель Национального собрания, заявив: «Вот вы, а вот кандидаты».
От имени правящей фракции «Мой шаг» выступил Рубен Рубинян. По его словам, причина бойкота оппозиции в том, что им был выгоден прежний состав Конституционного суда. Другой группе критиков, подчеркивавших связи и занимаемые должности кандидатов при прежних властях, он возразил: «Мы не хотим марионеточного суда».
«Иметь новый Конституционный суд с угодными и приятными нам политизированными лицами – это то же самое, что и прежде, только наоборот. Одной из важнейших ценностей нашей бархатной революции была солидарность и предоставление каждому возможности участвовать в строительстве новой Армении с возможностями, созданными бархатной революцией», — сказал Рубинян.
В Национальном собрании были подняты вопросы не только в связи с процессом, но и с кандидатами. Ерванду Хундкаряну, который в течение 10 лет возглавлял Кассационный суд, напомнили о ранее рассмотренных им нашумевших делах — от «А1+» до Техута, а также о его связях с бывшими властями.
Согласно СМИ, Комиссия по предотвращению коррупции дала отрицательное заключение о добропорядочности Хундкаряна с учетом вынесенных им судебных решений.
«Избирая Хундкаряна, мы практически возвращаем в Конституционный суд тех, кого мы отклонили с первого дня, тех, кто, помимо того, что находился в кармане Сержа Саргсяна и его родственников, считал содержимое этого кармана более важным, чем государственные интересы Армении. Голосуя за Ерванда Хундкаряна, мы идем против этого решения народа. Следовательно, избрание Хундкаряна станет победой контрреволюции», — заявил независимый депутат Арман Бабаджанян.
Острые вопросы Хундкаряну задавали и депутаты правящей фракции. Тагуи Товмасян, например, поинтересовалась о том, как получилось, что сын Хундкаряна, проживая в Ереване, прошел военную службу в столице. Кроме того, она напомнила о докладе бывшего омбудсмена за 2013 год, где Хундкарян был представлен не с лучшей стороны. «В частности, действовала схема во главе в то время с Арманом Мкртумяном и вами, когда все нежелательные судьи, которые не выполняли ваши указания и не выносили желаемых решений, затем подвергались дисциплинарной ответственности», — сказала депутат.
На это Ерванд Хундкарян ответил: «По своей части я это отрицаю. Таких действий с моей стороны не предпринималось и не могло предприниматься. Что касается того, почему солдат по решению Минобороны был направлен в воинскую часть X или Y, то не я должен давать ответ на этот вопрос, я сам не принимал никаких мер в этом направлении».
Кандидатура Артура Вагаршяна уже второй раз представляется парламенту нынешнего созыва президентом Арменом Саргсяном. Депутаты правящей фракции считают это неуважительным отношением.
«Недавно в специализированной комиссии по конституционным реформам мы как раз обсуждали вопрос о взаимном уважении конституционных институтов: нужно ли включать эту формулировку в Конституцию или нет? Я понял, что это нужно именно в Вашем случае…», — сказал депутат фракции «Мой шаг» Ваагн Овакинян.
Кандидатуру Вагаршяна в парламенте представлял руководитель аппарата президента ЭмильТарасян. Он пояснил, что в основе решения лежал принцип справедливости, поскольку выдвинутому президентом Ваге Григоряну была предоставлена такая же возможность, и он стал членом Конституционного суда именно со второй попытки. Правда, кандидатура Григоряна была представлена в парламенты разного созыва. «Если мы говорим о Национальном собрании, то есть, о конституционной структуре, мы имеем в виду конституционную структуру в институциональном плане», — сказал он.
Затем депутаты поинтересовались у Вагаршяна, почему он согласился баллотироваться снова после того, как не был избран в первый раз. Он ответил, что сделал это потому, что Конституционному суду нужны независимые судьи, и он не обижен на парламент. «Я не обиделся, что вы меня не избрали, я не впал в амбиции, понимая, что это правовой процесс, который при определенных тенденциях также превратится в политический», — сказал он.
Выдвинутый правительством кандидат в судьи Конституционного суда Эдгар Шатирян также в ноябре прошлого года стоял на этой же трибуне и закрытым тайным голосованием был избран членом Комиссии по предупреждению коррупции. Тогда он также был выдвинут правительством. Однако Шатирян позже подал в отставку после того, как не был избран председателем комиссии.
Этого кандидата спросили, можно ли быть уверенными, что и на этот раз после избрания Национальным собранием он не уйдет в отставку с должности судьи Конституционного суда.
Против всех трех кандидатов выступил депутат Арман Бабаджанян, не входящий ни в одну из фракций. Он напомнил, что при прежних властях Шатирян занимал должность члена комиссии по этике, имеющей важнейшее значение.
«На резкую критику Бабаджаняна ответил вице-спикер НС Ален Симонян, намекнув на деятельность Бабаджаняна при прежних властях», — отмечает Радио Азатутюн.
Стали известны итоги: парламент избрал 3 новых членов Конституционного суда Армении. Им стали Ерванд Хундкарян, Артур Вагаршян, Эдгар Шатирян.