В субботу, после краткого, на пару часов, визита госсекретаря США Майка Помпео на Кипр стало известно, в том числе в результате спутникового мониторинга, что турецкий исследовательский корабль «Орудж реис», удвоив скорость, уплыл из зоны исключительных экономических интересов Кипра и уже находится в порту Анталия.
Этот злосчастный корабль уже более месяца плавал в водах Кипра и привел к беспрецедентной напряженности во всем Восточном Средиземноморье и мог бы довести дело до региональной войны.
После серии наглых и чванливых заявлений Эрдогана и его полукриминального окружения, фейерверка бредовых мыслей об «османском возрождении» в провластной турецкой прессе и всей шовинистической вакханалии такое молчаливое отползание с поникшей головой и поджатым хвостиком создает невообразимый контраст.
«Зачем умирать за Грецию?»
Читайте также
В 1939г французский социалист, а некоторое время спустя – коллаборационист и профашист Марсель Деа опубликовал статью под заголовком «Pourquoi mourir pour Dantzig?» — «Зачем умирать за Данциг?». Поставленный вопрос был риторическим и изначально предполагал, что ради «далекой» Польши ни один француз гибнуть не должен. Такое низкое, шкурное и, как показала жизнь несколько месяцев спустя, позорное и губительное поведение таковых не казалось через год после того, как в компании с Чемберленом и Муссолини Чехословакию «успешно» отдали на съедение выскочке-ефрейтору. Более того, такое поведение претендовало на то, чтобы считаться «дальновидной» и «мудрой» политикой…
Сегодня же, фактически, в Средиземном море появился новый недоучившийся самоуверенный и самодовольный выскочка, с замашками того же ефрейтора, лелеявший надежды, что «загнивающая и аморальная» Европа будет не в состоянии ему возразить, а далекая Америка, занятая своей предвыборной рутиной, просто не пожелает вмешаться, особенно, когда все встанут перед свершившимся фактом.
Однако, к счастью для всех, произошло просто диаметрально противоположное: Европа отреагировала резко и сплоченно.
Отредактированный риторический вопрос от 1939г, как то – «зачем умирать за Грецию», нисколько не риторический прежде всего для самих греков. И как Греция, так и Кипр, оставаясь сторонниками цивилизованного и мирного решения вопросов, тем не менее, еще в июле не оставили европейским союзникам места для сомнений и туркам опосредованно объяснили, что греки не шутят, греки будут воевать до конца и не потерпят каких-либо посягательств со стороны Турции. Более того, греки дали понять, что гибнуть не намерены, а готовы отправить на тот свет каждого интервента, кто попытается появиться на земле, на море и в воздухе Эллады.
Увидев всю серьезность ситуации, европейские союзники Греции также задались вопросом: «Зачем погибать за Грецию?». Конечно, не было необходимости погибать, ни от кого не требовалось жертв, требовалось «всего лишь» ясность ума, адекватность и честность, чтобы общую угрозу назвать общей угрозой, общее зло воспринять как общее зло.
MED7 плюс арабские страны плюс Израиль
С июля нарастающая наглость турок в регионе вообще, а против Греции и Кипра – в частности, вызывала тошноту у всех – от Европы до арабских стран, от Армении до Израиля. Однако, нужен был кто-то, кто взял бы на себя всю ответственность за дальнейшую ситуацию.
Париж с честью выполнил свою миссию, и за месяц организовал такую консолидацию и мобилизацию, что у турок не осталось иного выбора, как отступить во избежание наихудшего.
Вначале президент Макрон объявил о необходимости военного присутствия в регионе и обвинил Турцию в провоцировании напряженности. Это были не пустые слова, сказанное подкреплялось практическими шагами: истребители «Рафаль» и фрегат «Ла Файетт» через несколько дней уже находились в регионе, а прессе циркулировала информация, что авианосец «Шарль де Голль» уже «в пути». Затем министры ИД и обороны Франции, Жан-Ив Ле Дриан и Флоранс Парли, выступили с заявлениями, согласно которым есть как соответствующая сила, так и соответствующая воля для защиты европейских интересов и международного порядка. Сказанное также было подкреплено интенсивными международными военными учениями. Более того, греки и французы заключили многомиллиардный договор, и Греции в ближайшее время приобретет 18 многофункциональных истребителей «Рафаль» и четыре суперсовременных фрегата. Если до этого ВМС и ВВС Греции и Турции можно было считать сопоставимыми по мощи, с некоторым «плюсом» в пользу Турции, то этим Греция как в количественном, так и, тем более, качественном отношении приобретает определенное преимущество.
Эти шаги показали европейским союзникам, что ситуация и намерения куда более серьезны, и времена декларативных заявлений об «озабоченности» и «обеспокоенности» миновали, а идея Макрона о Pax Mediterranea – не абстракция, а императив дня. Имеющиеся до этого колебания и шатания были отставлены в сторону, и на Корсике саммит Средиземноморской семерки, MED7, с участием лидеров Португалии, Испании, Италии, Франции, Мальты, Греции и Кипра, пришли к единой позиции: Турция должна безоговорочно покинуть со всех не принадлежащих ей морских пространств, иначе по итогам предстоящей 24-25 сентября встречи глав МИД стран-членов ЕС Турция окажется под тяжелым прессом санкций.
Вместе с европейцами, в деле сохранения мира в регионе большой вклад внесли арабские страны – Египет и ОАЭ. События в Средиземноморье совпали с успешным исходом процесса исторического примирения ОАЭ и Израиля. И кто бы мог подумать, что придет время, когда военные самолеты ОАЭ прибудут на остров Крит защищать воздушное пространство Греции от посягательств турок, а совместные военно-морские маневры с Египтом для Греции станут важным шагом в общем деле по сдерживанию Турции!
Американский «паритет» — в пользу Греции, Кипра и цивилизации
Турецкая наглость является также вызовом единству Североатлантического Альянса и лидерству США в этом альянсе, и в Вашингтоне должным образом приняли этот вызов.
Из Вашингтона последовали два шага. Во-первых, Кипр был объявлен ключевым партнером США в Восточном Средиземноморье и было объявлено о создании совместного учебного центра региональной безопасности под примечательной аббревиатурой CYCLOPS. Параллельно с этим, в ведущих СМИ США вышли публикации, в которых просто ставился вопрос: кому нужна военная база в турецком Инджирлике, и что желают сделать США, что невозможно без Инджирлика и турок, тогда как американское присутствие обеспечено от острова Крит до Персидского залива? А кратковременный визит Помпео в Никосию стал решающим окончательным фактором, показавшим Эрдогану, что шансов просто нет, а отступление – наилучший выход, позволяющий избежать морально-политической катастрофы.
Америка сохранила баланс, и это баланс на такой основе, которая ставит вне закона маргинальную турецкую наглость, на основе, общей с цивилизацией и теми ценностями, на основе которых создан альянс НАТО.
Уроки для всех
Несомненно, Турция отброшена временно, до 25-го сентября Анкара не будет инициировать шаги, которые усугубят тошноту в Европейском Союзе. Эрдоган впредь зактнется по теме «европейцы-крестоносцы притесняют мусульман», поскольку арабы им популярно объяснят, кто есть мусульманин, а кто нет, кто настоящие враги Ислама, что есть «халал», а что есть «харам» и многое другое. Однако, с 26-го сентября нужно ожидать новых актов турецких посягательств, Эрдоган не может не развязать какую-то новую гибридную мерзость.
Армения была в числе первых, кто выразил свою безоговорочную политическую поддержку Греции и Кипру, противостоящих неоосманским поползновениям Турции. В воскресенье в Каире глава МИД Армении выразил о поддержке также Египту со стороны Еревана. «Ориентируется» и Баку, Алиев выразил послу Греции свое «возмущение» в связи с функционированием треугольника Армения-Греция-Кипр. А с понедельника стартует новый раунд стратегического диалога Армения-США.
Шаги Армении абсолютно закономерны, вытекают из логики ситуации и интересов нашей национальной безопасности. Однако, необходимо также учитывать Средиземноморские уроки, которые, как мы видим, хороши для всех.
Они очень просты. Прежде всего, безопасность – она общая, и любая неоимперская наглость – это вызов для всех без исключения, стало быть, вызову должен последовать соразмерный сплоченный ответ, в том числе – с позиции силы, вплоть до просто силового. Во-вторых, воля и дипломатия при правильном сочетании способны привести в чувство любого авторитарного выскочку, просто необходимо заблаговременно называть вещи своими именами и не заниматься лицемерием в надежде на то, что свою выгоду можно урвать за счет будущих трагедий у других. В-третьих, трансатлантический союз не только не имеет альтернативы, но и имеет большой, пока еще нераскрытый потенциал, особенно на Ближнем Востоке, и далеко не так, что «Турция незаменима». И в-четвертых, суверенный, проактивный по всем направлениям политический курс Армении является наилучшим, и его преимуществам еще только раскрываться. Просто нужно работать, Армения на правильной стороне Истории. Однако, главные испытания, очевидно, еще впереди.
Рубен МЕГРАБЯН
Фото — Middle East Eye
Газета «АРАВОТ
15.09.2020г