Русская служба ВВС. Григор Атанесян. ОАЭ и Бахрейн помирились с Израилем, что до них среди арабских стран сделали лишь Египет с Иорданией. Три десятка преимущественно мусульманских стран по-прежнему не признают еврейское государство на Ближнем Востоке из солидарности с палестинцами, и главный конфликт послевоенного времени длится уже не первое десятилетие.
Первые за четверть века соглашения о нормализации отношений с Израилем были достигнуты при посредничестве американского президента Дональда Трампа во вторник.
Церемония подписания «Авраамовых соглашений» (названных так с отсылкой к общему происхождению христианства, иудаизма и ислама от монотеистической веры семитского патриарха Авраама) состоялась в Белом доме.
Израиль на церемонии представлял премьер-министр Биньямин Нетаньяху, Объединенные Арабские Эмираты — министр иностранных дел и брат наследного принца Абдулла бин Заид, а Королевство Бахрейн — глава МИД Абдуллатиф аль-Заяни.
Читайте также
Палестинские лидеры и их союзники называют случившееся предательством и грозят протестами.
Исторический момент
Открывая церемонию подписания, на которую в Белый дом пригласили сотни человек, президент США Дональд Трамп подчеркнул, что за всю историю Израиля подобных мирных соглашений было подписано всего два, в то время как на согласование последних двух ушел всего месяц.
«Мы здесь для того, чтобы изменить ход истории. После десятилетий разделения и конфликтов мы знаменуем начало нового Ближнего Востока», — сказал Трамп.
Он также сказал, что отныне граждане Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна смогут молиться в мечети Аль-Акса в Иерусалиме, которая считается третьей по значимости святыней мусульманского мира.
Представители стран, поставившие свои подписи, назвали заключение соглашений историческим успехом.
«Моя страна рада стать частью общих усилий для продвижения мира на Ближнем Востоке. Это большая честь для нас», — сказал глава МИД ОАЭ Абдулла бин Заид.
Согласно израильской газете Haaretz, накануне подписания у премьер-министра Израиля возникли вопросы по поводу продажи Вашингтоном американских истребителей F-35 ОАЭ, на что, пишет издание, Трамп ответил: «Мы решим этот вопрос».
В ходе церемонии подписания соглашений Биньямин Нетаньяху выразил надежду, что другие ближневосточные страны вскоре последуют примеру Абу-Даби и Манамы.
Противостояние Ирану и политическому исламу
Администрация Трампа выступила посредником в переговорах между арабскими монархиями и еврейским государством, опираясь в том числе на близкие личные отношения между Трампом и Нетаньяху.
Но сближение имеет в первую очередь стратегическую подоплеку — администрацию Нетаньяху и арабские монархии объединяет общий вектор на противостояние Ирану, которого они считают главным нарушителем стабильности на Ближнем Востоке.
Антииранская повестка нашла полное сочувствие в администрации Трампа, разорвавшей ядерную сделку с Ираном и сделавшую сдерживание Тегерана своим главным внешнеполитическим приоритетом в регионе.
Бахрейн разделяет опасения — до 1969 года Иран утверждал, что территория Бахрейна по праву принадлежит ему.
Переосмысление старого подхода к геополитике связано и с появлением нового поколения амбициозных политиков в арабских монархиях. Наследный принц ОАЭ Мухаммед бин Заид (известен также по инициалам — М.Б.З.) и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман (М.Б.С.) готовы перекраивать региональные альянсы, проводить реформы, модернизировать армию и идти на нестандартные ходы.
Эксперты называют именно МБЗ и МБС ключевыми стратегами совместной кампании в Йемене, где вооруженные американцами армии двух монархий противостоят повстанцам-хуситам, которых поддерживает Иран.
Соглашений с Израилем не случилось бы без поддержки Саудовской Аравии, говорят эксперты. Но признание Израиля со стороны королевства, в котором расположены главные исламские святыни Мекка и Медина, будет гораздо более серьезным шагом, поэтому последует ли примеру соседей Саудовская Аравия, пока большой вопрос.
Следующим кандидатом на мировую с Израилем может стать Оман. Как сказал во вторник Трамп, мирный договор могут вскоре подписать «пять или шесть» стран, не уточнив какие.
Кроме противостояния Ирану, монархии объединяет борьба с политическим исламом, которые в Абу-Даби и Эр-Рияде считают абсолютным злом, и в первую очередь с организацией «Братья-мусульмане» (запрещена в России как террористическая).
Эта борьба столкнула их с соседней монархией, Катаром, а также Турцией — и в Дохе, и в Анкаре поддерживают «Братьев-мусульман».
И здесь их интересы совпадают с Израилем: в Тель-Авиве крайне обеспокоены поддержкой, которую получает исламистское движение «Хамас» из Турции. Таким образом, сдерживание влияния турецкого президента Реджепа Эрдогана стало другим общим приоритетом для Нетаньяху и арабских правителей.
Но репутация двух принцев связана не только с успехом. Жестокое убийство саудовского диссидента Джемаля Хашогги и беспрецедентный голод и гуманитарная катастрофа в Йемене, вызванная их военной кампанией, вызвали критику в Вашингтоне, в том числе со стороны высокопоставленных сенаторов-республиканцев, союзников Трампа.
Однако администрация президента США предпочла стратегические альянсы в регионе вопросам прав человека, и принцы не лишились поддержки Трампа.
Президенту США выгодны подписанные во вторник соглашения по нескольким причинам. Представленные как внешнеполитический триумф в поддержке Израиля и борьбе с Ираном, они популярны среди одной из самых преданных групп электората Трампа — евангельских христиан.
Кроме того, они поддерживают имидж непревзойденного мастера сделок, каким называет себя Трамп.
Нетаньяху же надеется заработать политические очки в сложный для него период: на родине его обвиняют в неумелой борьбе с коронавирусом и коррупции.
70-летний Нетаньяху — первый в истории страны находящийся у власти лидер, которому предстоит судебный процесс по обвинениям в коррупции, мошенничестве и злоупотреблении доверием. Все пункты обвинения он отвергает.
Кроме безопасности, Израиль и арабские государства могут также выиграть от торговли и экономического сотрудничества.
Израильский министр регионального сотрудничества Офир Акунис заявил, что обе стороны заработают миллиарды долларов в результате нормализации отношений.
Израиль обладает уникальными технологиями в управлении водными ресурсами и сельском хозяйстве, которые критически важны для государств Персидского залива, пишет газета Financial Times.
Соглашения ОАЭ и Бахрейна с Израилем нарушают договоренность арабских стран не устанавливать отношений с Израилем до решения палестино-израильского конфликта. Ожидаемо, они были расценены как предательство палестинцами.
Они указывают, что Восточный Иерусалим и Западный берег, на которых проживают палестинцы, до сих пор оккупированы, а сектор Газа, по их словам, является открытой тюрьмой.
ОАЭ со своей стороны называли соглашения с Израилем пропалестинскими, ведь в обмен на договоренность Нетаньяху отказался от аннексии новых палестинских территорий на Западном берегу.