Радио Свобода. 18 сентября Радио Свобода получило официальный ответ пресс-службы правительства Германии на вопрос о том, где именно был обнаружен яд, которым отравили Алексея Навального, проходящего лечение в клинике «Шарите» в Берлине: «Яд был обнаружен не только в теле, но и на теле» оппозиционного политика – и это яд группы «Новичок».
Представитель пресс-службы правительства Германии Рафаэль Шлагер в телефонном разговоре с корреспондентом «Свободы» сослался именно на эти слова министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса в телевизионном ток-шоу, которое вышло в эфир 10 сентября. На 21-й минуте видео он, в частности, заявил: «Косвенными уликами, которыми мы располагаем, является яд, обнаруженный в теле господина Навального, и не только в его теле, но ещё и на его теле, – и это яд группы «Новичок».
Обращение «Свободы» за разъяснением к правительству Германии было связано с тем, что 17 сентября в инстаграме Алексея Навального и на сайте «Проект» появились материалы о происхождении бутылки воды, на которой, по утверждениям соратников оппозиционера, были позднее в Германии обнаружены следы отравляющего вещества из группы «Новичок».
19 сентября редакция получила письмо от одного из разработчиков «Новичка» – Владимира Углева. «Мною, после получения наконец-то всей картины и сведений, а самое главное динамики поражения и попыток лечения Алексея в омской больнице, особенно факта, что атропинизация дала отрицательный результат, о чём было сказано лечащими врачами, как и случаи попытки отравления в Солсбери, был сделан вывод, что это очередная попытка отравления одним из представителей «Новичка», – пишет Углев редакции Радио Свобода.
Читайте также
Ученый замечает, что сделал бы этот вывод несколько раньше, если бы информация в СМИ точно отражала картину происходящего с Алексеем Навальным в самолёте: «Первоначально было сообщение, что Алексей практически без видимых причин впал в кому, что на самом деле было не так, а в искусственную кому он был введён уже врачами омской больницы, это было самым главным их действием, как и то, что они не стали проводить попытки лечения атропинизацией, увидев, что это приводит к ухудшению показателей его жизнедеятельности. Так что, с моей точки зрения, врачи, которые непосредственно вели Алексея первые 44 часа в омской больнице, действовали в столь непонятных условиях грамотно, тем более что результаты анализа отправленных ими проб, вероятнее всего, крови и мочи Алексея, были отрицательными на присутствие в них фосфорорганики. Уверен, что они прежде всего сняли с Алексея всю одежду и провели санитарную обработку кожи, что прекратило новое поступление ОВ в организм, в наибольшей степени, как я полагаю, с поверхности кожи рук».
Владимир Углев подчеркивает, что работал с этими ядами 15 лет. За это время он получил и исследовал около сотни веществ, наблюдал за динамикой поражения экспериментальных животных, которым вводились различное количество доз (от одной дозы LD50 до 10 доз LD50) этих агентов. Все это позволяет ему по картине динамики наступления признаков поражения (как по клиническому состоянию, так и по времени развития признаков поражения Навального) сделать вывод о том, что за тип отравляющего вещества был использован и каким образом шло его поступление в организм.
«Если отбросить вердикт немецких специалистов относительно типа вещества и пути его поступления в организм Алексея, – пишет Углев, – то только на основании имеющихся в настоящее время достоверных сведений делаю вывод, что попытка отравления Алексея была произведена одним или смесью веществ группы Новичок за 1–3 часа до его отъезда в аэропорт путём нанесения/попадания ОВ на его кожу».
Ученый делает три вывода из анализа клинических проявлений отравления и динамики состояния Алексея Навального: «Алексей Навальный подвергся воздействию вещества класса «Новичок» путём его нанесения/попадания на поверхность кожи с какого-то предмета личной гигиены (предположительно корпуса дезодоранта, корпуса электрической зубной щётки и т.п.) путём перенесения отравляющего вещества с этого предмета на поверхность ладони (ладоней), вещество затем было перенесено с кожи ладони (ладоней) как на бутылочки с водой, из которых он пил воду и которые остались в его номере, и на ту, из которой он пил воду в самолёте, а также и на предметы его одежды. Отсутствие видимых признаков поражения у окружавших его людей лишь подтверждает этот вывод».
«Получение веществ этого класса возможно лишь в специальных лабораториях и владеющими необходимыми навыками специалистов. И лишь цепь случайных событий, начиная с действий командира самолёта и, повторюсь, действий в столь сложной ситуации, как полное отсутствие информации, а также давления «чёрных полковников» медперсонала омской больницы спасли Алексея от летального исхода или как минимум более серьёзного поражения. С абсолютной уверенностью делаю вывод, что террористическая атака на Алексея Навального была совершена одной из могущественных кремлёвско-лубянских группировок и с согласия Путина».
«Простой сравнительный анализ позволяет мне сделать вывод, что в организм Навального попало вещества не более 20–25% от дозы LD50. И динамика его выздоровления и дальнейшего состояние его здоровья будет аналогичным динамике восстановления и состоянию здоровья Юлии Скрипаль».
Углев подчеркивает, что сам испытал воздействие раствора А-242 на себе, что с еще большей уверенностью позволяет ему говорить о том, как будет происходить восстановление.
Между тем сам Алексей Навальный рассказал о том, как проходит его восстановление. По словам Навального, ему тяжело пользоваться телефоном, а когда наливает себе воды, чтобы попить, это превращается в «аттракцион».
Пресс-секретарь политика Кира Ярмыш в пятницу вечером заявила в интервью телеканалу «Дождь», что яд был обнаружен только на бутылке с водой, на других вещах следов отравляющего вещества обнаружено не было. По словам Ярмыш, информацию о бутылке не распространили раньше, потому что хотели сначала заручиться согласием самого Алексея Навального.
В официальных сообщениях властей Германии бутылка воды из гостиничного номера в Томске не упоминается.
На снимке – Алексей Навальный
Фото – Радио Свобода