Министр должен создать спокойную, серьезную научную дискуссионную площадку для сотрудничества, а не воздвигать новые барьеры в сфере образования, считает Азат Егиазарян
Открытое письмо министру ОНКС РА г-ну Араику Арутюняну
Г-н Арутюнян
Меня не интересует вопрос Вашей отставки. В конце концов, это проблема вашей политической силы и сил, требующих Вашей отставки. Меня (и полагаю, всех мыслящих армян) беспокоит другое – что будет с армянской культурой, образованием, наукой, то есть судьбой всей духовной сферы, если все, что вы говорите и планируете, станет реальностью? Полагаю, это не только результат Вашей мысли, у вас есть единомышленники и защитники, которые сегодня занимают очень высокое положение в нашем государстве.
Другими словами, Вы представляете целую идеологию, которая, на мой взгляд, может быть разрушительной для нашей культуры и образования. То есть, проблема не в Вашей личности. Но Вы самый активный защитник этой идеологии и исполнитель, поэтому моим адресатом должны быть Вы. При этом, сразу скажу, что не люблю обвинять людей в предательстве, в нелюбви к своей стране, и все подобного рода разговоры остаются вне рамок этого моего письма.
Читайте также
Меня очень пугает Ваша решимость провести коренную перестройку образования, которую вы считаете своей миссией. Что ж, пусть будет миссия. Но Вы действуете не в каком-то абстрактном пространстве, не среди какого-то абстрактного народа, который является для Вас белой бумагой, и на которой Вы можете писать все свои революционные идеи.
Вы действуете в стране, которая имеет как минимум 1500-летнюю историю образования (если начать считать с создания армянского алфавита), и за это время сформировала свои представления об образовании, свои традиции. Очень многое устарело и забыто, но некоторые важные вещи остались, изменились и дошли до наших дней. Вы прекрасно знаете, что никто не против реформ, но что Вы реформируете и почему?
Вы когда-нибудь консультировались с профессионалами перед тем, как приступить к своей миссии? Где корни Ваших революционных реформ, в конденсации какой армянской мысли?
Здесь я должен вспомнить выступление одного из ваших соратников по партии на заседании Национального Собрания. Смысл был в том, что мы уже суверенное государство и национальная идея для нас не актуальна. Другими словами, с этой идеей мы боролись против иностранных правителей, и теперь в этом нет необходимости. Такой подход отражает глубокое непонимание сути самого образования. Образование не может быть вненациональным, это искусственная, бездуховная, абсурдная идея. Национальное образование не для противодействия кому-либо: это один из его временных признаков. Национальная школа – одно из необходимых условий развития данной нации. Пока есть нация, есть народ, его школа не может быть вненациональной. А исчезнут ли нации? Вы пытались ответить на эти вопросы перед выполнением своей миссии?
Никто не говорит, что не следует в то же время обращаться к опыту других стран. Надо обращаться, перенимать все хорошее, без сожаления отказываться от устаревших и мешающих армянских традиций. Но, никогда не забывая о том, что вы работаете для древнего народа, который не так легко воспримет Ваши, может быть, и гениальные идеи, которые чужды ему, настолько, сколько бы Вы говорили о своей миссии и своей решимости.
Наконец, если Вы верите в то, что выполняете миссию, Вам нужно подготовиться гораздо серьезнее, чем то, что мы видим сейчас. Мы внимательно читаем критерии, созданные по Вашему поручению, и видим, что они часто берутся из зарубежных источников без какого-либо критического подхода, не задумываясь об армянских реалиях. О некоторых конкретных вопросах – критериях, программах, я уже говорил в нескольких публикациях (Газета «Аравот» – 1. 09, 2020, «Гракан терт» – 11. 09. 2020, Фейсбук), и не буду касаться их здесь.
И почему Вы так уверены в своей правоте? У меня уже был повод писать о том, что эта особенная вера, типичная для революционеров всех времен, может быть разрушительной для всех нас, для Вас и вашей политической силы. С другой стороны, Вы напрасно отождествляете себя с революцией, утверждая, что вы были и есть один из лидеров революции. Очень хорошо. Но неужели Вы не понимаете, что уже заранее перекладываете вину за свои неудачи на плечи своей политической силы?
С вашим образованием и опытом преподавания Вы должны быть очень внимательны к лексике своих публичных выступлений. Но ту же за вышеприведенными Вашими словами следует другое Ваше заявление, и получается, что поскольку Вы один из лидеров революции, вы не уйдете в отставку. Другими словами, поскольку Вы считаете себя одним из лидеров революции, Вы считаете, что можете поступать в области образования так, как Вам захочется, не консультируясь, не обсуждая, не вникая в проблемы. Вы производите очень плохое впечатление о лидерах революции.
Откуда у вас враждебное отношение к ученым, какую лексику Вы используете в обращении с людьми, имеющими заслуги (большие или малые) в области арменоведения? Такая речь не только глубоко несправедлива по отношению к этим людям, но и недостойна интеллигента – это и мракобесы, это и пользующиеся кормушкой (и т.д. и т.п.).
Неужели у Вас, помимо этих оскорблений, нет других аргументов в защиту своей позиции? Интеллигенты, в том числе и я, могут ошибаться (как и все, так и вы). Но они специалисты, в словах которых может быть много полезного для реформы образования. Что это за комплекс живет в Вас и Ваших сотрудниках, не позволяющий спокойно говорить об интеллигенции, не говоря уже о том, чтобы с ними? Если Вы, будучи министром, недовольны работой (возможно, справедливо) научных организаций, не переносите свое недовольство на науку и ученых. Если Вы скажете, что интеллигенции порой использует в отношении Вас очень резкие выражения, я соглашусь. Но Вы забываете, что министр – Вы, а не они, Вы должны были изначально придать дискуссиям цивилизованный характер.
Но Вы ведете себя как человек, который думает не о том, чтобы раскрыть истину, а о более резком ответе оппоненту. Вам, наверное, иногда следует забывать, что Вы один из лидеров революции, следует чаще ощущать себя министром, в качестве созидателя.
Можете ли Вы вспомнить хотя бы одного армянского интеллигента, который положительно отозвался бы о Ваших преобразованиях и программах? Это должно был Вас сильно обеспокоить. От министра ожидается, что он создаст поле для сотрудничества и спокойных, серьезных научных дискуссий, а не воздвигать новые препятствия (баррикады) в сфере образования.
Позвольте также заметить, что Вы своим поведением, своим этим железобетонным упрямством наносите революции гораздо больший вред, чем все старые и новые оппозиционеры вместе взятые. Я очень сожалею об этом. Я один из тех, кто верит, что май 2018 года открыл новые пути для Армении. Почему Вы так усложняете этот путь?
АЗАТ ЕГИАЗАРЯН