В тех участках Степанакерта, куда сбрасываются ракеты, нет не только военной инфраструктуры, но и вообще ни одного военнослужащего: премьер-министр
Премьер-министр Никол Пашинян дал интервью телекомпании “France24”. Текст интервью представляем ниже:
France24: Спасибо, господин премьер-министр, за согласие дать интервью. Безусловно, в эти дни ваш регион переживает очень тяжелые времена.
Хочу обратить Ваше внимание на карту, которая сейчас широко распространяется на международных площадках. Возможно, Вы не согласны с тем, что показано на этой карте. Здесь Армения находится в левой части, справа — Азербайджан, а то, что отмечено красным цветом как азербайджанская территория, является спорным регионом Нагорно-Карабахской автономной области, провозгласившей независимость в начале 1990-х годов и до сих пор не признанной ни одной страной-членом Организации Объединенных Наций, в том числе Арменией.
В последнее время мы стали свидетелями крайне жестких подходов к решению проблемы. В частности, Вы поехали в Нагорный Карабах и заявили, что Арцах — это Армении, и точка. И здесь я должен отметить, господин премьер-министр, что ни одна из стран-членов ООН не согласна с такой формулировкой.
Премьер-министр Никол Пашинян: Во-первых, к сожалению, я не вижу карту, которую Вы показываете, и не могу ее никак комментировать. Что касается упомянутого Вами заявления, то очень важно знать историю вопроса Нагорного Карабаха, потому что в своем вопросе Вы также сказали, что это спорная территория. К сожалению, в какой-то момент международные СМИ начали представлять проблему Нагорного Карабаха в качестве территориального спора. И причина этого в том, что забыта история возникновения нагорно-карабахского вопроса.
В 1988 году, в эпоху Советского Союза, когда происходили перестройка и процесс демократизации, народ Карабаха, воспользовавшись периодом горбачевских реформ, решил восстановить свои права. А эти права были нарушены во время образования Советского Союза, когда по произвольному решению Сталина Нагорный Карабах с 80%-ным армянским населением был присоединен к Советскому Азербайджану, а не к Советской Армении.
И в 1988 году парламент Нагорно-Карабахской автономной области принял решение об объединении с Арменией, и это был абсолютно мирный процесс. При этом, хочу подчеркнуть, что в то время это движение воспринималось как процесс демократизации Советского Союза, и многие в Европе говорили, что именно в результате начатого карабахским движением процесса пала Берлинская стена. И на это мирное политическое решение Советский Союз и Советский Азербайджан ответили насилием, осуществив погромы армян в городах Сумгаит и Баку. Так возник конфликт.
Что касается уже периода распада Советского Союза, когда Советский Азербайджан объявил о независимости от Советского Союза, Нагорно-Карабахская автономная область в рамках советского законодательства, согласно которому в случае обретения советской республикой независимости, входящая в ее состав автономная область может принять решение о своем статусе, приняла это решение и заявила о своей независимости. Что касается того факта, что до сих пор никто не признал независимость Карабаха, вот поэтому и борьба народа Карабаха, армянского народа за то, чтобы народ Нагорного Карабаха имел возможность реализовать свое право на самоопределение, продолжается.
А почему Арцах, Нагорный Карабах — это Армения? Если Вы посетите Карабах, то увидите армянские церкви 4-го, 5-го, 7-го, 10-го, 13-го веков. Первая армянская школа была открыта на территории Нагорного Карабаха. Более того, 80 и более процентов населения Нагорного Карабаха всегда были армянами. А Армения означает страну армян, и Нагорный Карабах на протяжении всей своей истории был страной армян. И я хочу подчеркнуть, что да, это не территориальный спор, это вопрос осуществления прав человека, потому что, как я уже сказал, армяне Нагорного Карабаха стоят перед экзистенциальной угрозой, и эта угроза была и в 1988 году.
France24: Господин премьер-министр, Вы упомянули о праве Нагорного Карабаха на независимость. Я хотел бы сослаться на существующие нормы в рамках международного права. В частности, Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций по Нагорному Карабаху, и Вы знаете, господин премьер-министр, там упоминаются оккупированные территории, что означает, что эти территории были оккупированы.
Премьер-министр Никол Пашинян: Кто оккупировал? Если внимательно посмотрите на эти резолюции…
France24: Например, в резолюции 62243 говорится об оккупированных территориях Азербайджана, из чего следует, что не Азербайджан оккупировал собственные территории.
Премьер-министр Никол Пашинян: Я продолжу свое предложение. По сути, армяне Нагорного Карабаха находились перед экзистенциальной угрозой. До начала движения эта экзистенциальная угроза была зыбкой в том смысле, что политика Азербайджана была направлена против армянской идентичности. И еще до начала движения она уже превратилась в прямую угрозу, потому что против армян Нагорного Карабаха применялась сила.
А в период провозглашения независимости против Нагорного Карабаха начались полномасштабные военные действия. Города, села, населенные пункты подвергались ракетным обстрелам, около двух лет люди не имели возможности жить в своих квартирах, в своих домах. И поскольку никакие международные силы не останавливали этот процесс, народ Нагорного Карабаха сформировал силы самообороны, и эти силы самообороны были просто вынуждены перевести артиллерийские и ракетные обстрелы как можно дальше от своих домов.
Если Вы внимательно посмотрите на резолюции Совета Безопасности ООН, то увидите, что в них четко указано, что Азербайджан нарушил соглашение о прекращении огня, в результате чего потерял территории, и эти территории были потеряны в результате действий сил самообороны Нагорного Карабаха и местных армянских сил. И сегодня Азербайджан не соблюдает режим прекращения огня, и это может привести к серьезным последствиям для всего региона в целом, в том числе для Азербайджана.
France24: Господин премьер-министр, у нас осталось мало времени. Я хотел бы коснуться риторики, которую Вы используете в отношении Турции. Вы говорите, что Турция прямо и открыто поддерживает Азербайджан как в дипломатическом, так и в военном плане. Вы утверждаете, что Турция причастна к геноцидным устремлениям против армянского народа. Поддержка со стороны Ваших международных партнеров, в частности России, не так уж велика. Считаете ли Вы, что мир неправильно воспринимает проблему или безразличен к ней?
Премьер-министр Никол Пашинян: Прежде всего, отметим, что многие страны, в том числе страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, уже признали, что Турция вовлечена в боевые действия, и что Турция их спровоцировала.
Во-вторых, многие представители международного сообщества, многие страны и государства — Россия, Иран, Франция и другие — признали, что Турция перебросила наемников и террористов из Сирии в Азербайджан для нападения на Нагорный Карабах. И, по сути, я четко говорю, что да, Турция вернулась на Южный Кавказ 100 лет спустя, чтобы продолжить свою политику геноцида в отношении армян. Но это имеет очень конкретную прагматическую цель — армяне Южного Кавказа являются последним препятствием на пути Турции к продолжению своей экспансионистской политики на север, на восток и на юго-восток. И все это нужно рассматривать в контексте политики, которую Турция проводит в Средиземноморье, в Сирии, в Ираке, в отношениях с Грецией, в отношениях с Кипром, и мир должен признать этот факт. Я говорил, что если этот факт не будет должным образом оценен, Европе следует ждать Турцию у ворот Вены.
France24: Господин премьер-министр, у нас мало времени, но я хотел бы задать Вам еще один вопрос. Недавно, отвечая на вопрос об убийствах мирных жителей, президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил Армению в размещении военной техники в непосредственной близости от населенных пунктов, что, по его мнению, привело к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Ваш комментарий, господин премьер-министр.
Премьер-министр Никол Пашинян: Недавно был опубликован видеоматериал о бомбардировке столицы Нагорного Карабаха Степанакерта, и эти кадры снимали представители международных СМИ. И я обратил внимание, что на этих кадрах, в тех местах, куда сбрасываются бомбы, нет не только военной инфраструктуры, но и вообще ни одного военнослужащего. Это делается в рамках геноцидальной политики. Задачей Алиева, Азербайджана, как и прежде, является геноцид армян Нагорного Карабаха, т.е. убийство, депортация и проведения этнической чистки.
И международные СМИ могут подтвердить, что в Степанакерте происходит следующее: просто разрушаются дома людей, чтобы они не могли там жить в будущем. И поэтому мы говорим, что армяне Нагорного Карабаха стоят перед экзистенциальной угрозой, и решение у этой проблемы только одно — международное сообщество должно признать право Нагорного Карабаха на самоопределение в рамках принципа “отделение ради спасения”. Потому что Нагорный Карабах, армяне Нагорного Карабаха не смогут выжить под контролем Азербайджана. Это просто исключено, и международное сообщество должно признать независимость Нагорного Карабаха. И я, кстати, рад, что в Европе этот процесс уже начался на уровне местного самоуправления, городских советов. И мы надеемся, что он будет распространяться.
France24: Господин премьер-министр, последний вопрос. Вы пользуетесь беспрецедентным авторитетом в своей стране. Международное сообщество проявило очень добродушное отношение к Вашему правительству.
Совсем недавно, в 2018 году, в результате мирного процесса, который известен как Бархатная революция, Вы пришли к власти. Почему Вы не используете свой авторитет для начала конструктивных переговоров, которые, как Вы знаете, предполагают компромисс — территориальные уступки, что является гораздо лучшим вариантом, чем гибель и разрушения, которые мы наблюдаем сегодня, свидетелями которых мы являемся на протяжении этого армяно-азербайджанского конфликта, который длится несколько десятилетий?
Премьер-министр Никол Пашинян: Я пытался сделать это и предлагал компромисс, но в ходе этих переговорных процессов стало очевидным, что Азербайджан, а сейчас и Турция, не желает отказываться от политики геноцида. И я снова повторяю, что у этой проблемы и сейчас нет другого решения, кроме применения формулы “отделения ради спасения”. Потому что Азербайджан, теперь уже при поддержке Турции и террористов, поставил перед собой задачу совершить геноцид армян Нагорного Карабаха.
France24: Не могли бы Вы, господин премьер-министр, более конкретно представить, на какие уступки Вы готовы пойти? Я прошу Вас в этом контексте коснуться так называемой буферной зоны.
Премьер-министр Никол Пашинян: Конечно, могу более конкретно представить. Когда я стал премьер-министром, я сначала предложил следующую формулу. Знаете, постоянно говорится об уступках. Сначала у нас должна быть концепция о том, как должна быть решена проблема. Если кто-то думает, что армянская сторона должна пойти на односторонние уступки, то говорит уже о капитуляции армянской стороны. Это не урегулирование. Я предложил, чтобы мы сначала на концептуальном уровне поняли формулу решения. И я сказал, что любое решение проблемы Нагорного Карабаха должно быть приемлемым для народа Армении, народа Нагорного Карабаха, народа Азербайджана. И я первый лидер, участвующий в переговорном процессе, который говорит, что какое-либо решение должно быть приемлемым также и для другой стороны. Однако Азербайджан продолжил свою позицию, говоря, что решение вопроса должно быть приемлемым только для Азербайджана и азербайджанского народа, что, по сути, означает, что Нагорный Карабах должен быть освобожден от армян путем этнической чистки.
France24: Спасибо, господин премьер-министр, мы хотели бы задать Вам еще больше вопросов. Но, к сожалению, время не позволяет.
Премьер-министр Никол Пашинян: Спасибо.
Пресс-служба премьер-министра Армении