Практически все известные мне военные эксперты согласны с тем, что эта война отличается по своему характеру. То, что на архаичном языке называется “числом штыков”, то есть количеством вооруженных людей, участвующих в боевых действиях, уступает место технологиям, умению ими овладеть, а также тактическим навыкам и гибкости среднего и высшего командования. В этом смысле многое изменилось даже после апрельских боев 2016 года, особенно после первой Арцахской войны.
Не говоря уже о том, что многие из нас вспоминают в качестве примера Вторую мировую войну, о которой мы слышали от наших предков и читали много правдивых и ложных историй. Всякие параллели между сегодняшними войнами и Второй мировой войной, мягко говоря, строго условны: за 75 лет, и особенно за последние два десятилетия, чисто военная составляющая войны, я бы даже сказал, смысл сильно изменился. Когда эта война закончится, вероятно, возникнет необходимость ее детального анализа, и я надеюсь, что армянские специалисты сделают то же самое для выработки нашей дальнейшей стратегии.
Но если военные технологии развиваются очень быстро, формы и приемы информационной войны гораздо более “консервативны” и, можно сказать, оставались практически неизменными на протяжении веков, меняя средства пропаганды, начиная от пергаментных воззваний командующих армиями противника, заканчивая интернетом. В этой войне противник также пытается сломить наше сопротивление запугиванием, паникой или, по крайней мере, посеянными подозрениями. И это важный тест на нашу бдительность и грамотность. Например, очевидно, что турецкие и азербайджанские источники не могут вызывать доверия во время войны. Но, видимо, не так очевидно, что обычные, непрофессиональные пользователи не должны делиться ими или цитировать их, по крайней мере, с целью отрицания, спора или насмешек. Информация о противнике имеет тенденцию быть “липкой” — вы ее отрицаете, но все же она остается в вашем мозгу и мешает вашему здравому смыслу.
В целом, я считаю, что споры в Facebook нужно максимально уменьшить. Во-первых, они часто включают сообщения с неизвестных сайтов или неизвестных пользователей, которые внешне могут быть армянами, но их настоящие цели не так ясны. Например, форма может быть “патриотической” или “гуманитарной”, но реальное содержание — привить нашему обществу настроение подавленности, депрессии, плача. Во-вторых, сейчас не время спорить и самоутверждаться.