Военная агрессия, развязанная Азербайджаном против Арцаха и Армении с 27 сентября при открытой поддержке Турции, проявляется не только на военном фронте, но и на различных международных площадках, за кулисами, в международной прессе и в других местах. К сожалению, армянская сторона неадекватно реагирует на политику лжи и фальсификаций, распространяемую Азербайджаном и Турцией на различных международных площадках, в результате чего в международном сообществе формировалось и продолжает формироваться предвзятое и фактически проазербайджанское отношение к карабахскому конфликту, согласно которому Азербайджан имеет законное право «освобождать» свои территории.
В результате этого право наций на самоопределение и тот неоспоримый факт, что народ Арцаха не может выжить в Азербайджане ни при каких обстоятельствах, поскольку это чревато экзистенциальной опасностью, отодвигается на второй план. Это утверждение делает действия Турции и Азербайджана еще более неуязвимыми, от вовлечения наемников в войну до нападений на мирные населенные пункты с применением фосфорного оружия.
Эти и многие другие действия Азербайджана являются нарушением различных международных конвенций, о чем у армянской стороны есть и другие неопровержимые доказательства. Однако, эти свидетельства практически не актуальны на практике, если они не используются на соответствующих платформах и в соответствующих размерах. В том случае, когда у нас есть все основания и доказательства для возбуждения серьезного судебного дела против Азербайджана.
Мы можем инициировать серьезные судебные разбирательства против Азербайджана за нарушение многочисленных конвенций и на многих международных форумах. Однако среди них возможность подачи иска в Международный суд ООН (Гаага) на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении Азербайджана имеет ключевое, неотъемлемое значение. С такой инициативой должны выступить все соответствующие органы, включая, в первую очередь, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Совет Безопасности и другие структуры.
Инициирование иска против Азербайджана на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации регистрации факта армянофобии в Азербайджане на государственном уровне Международным судом ООН имеет огромный потенциал для прорыва в арцахском вопросе. Удовлетворение претензии Армении на самом деле может быть использовано на дипломатических платформах как аргумент, исключающий существование народа Арцаха в составе Азербайджана. Инициирование этого судебного процесса на данном этапе повысит ценность наших усилий по “отделению ради спасения” (“remedial secession”) по международному признанию Арцаха в рамках доктрины “спасительного отделения”. Не менее важным является тот факт, что в случае такого разбирательства Международный Суд ООН обладает юрисдикцией налагать на стороны так называемые “временные меры”, которые являются гораздо более целенаправленными и ценными (в том числе с точки зрения политического веса), чем ЕСПЧ. Применение таких мер защиты даже после войны в апреле 2016 года, скорее всего, могло бы предотвратить сегодняшнюю военную эскалацию.
Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации является самым действенным, но не единственным средством правовой защиты в нашей правовой базе, которое может быть применено против Азербайджана. Параллельно в 1999 году могут быть поданы иски. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1989 г. Основано на международной конвенции против вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Однако неспособность инициировать такие процессы может быть воспринята международным сообществом как знак молчаливого согласия, что в действительности Республика Армения не имеет возможности обжаловать решения в правовой сфере.
Неприменение нами этих правовых инструментов равносильно преступному бездействию, особенно в случае даже незначительных юридических возможностей, используемых Азербайджаном в течение многих лет. И то, что Азербайджан не упускает возможности использовать какой-либо правовой инструмент против Арцаха и Армении, является неоспоримым фактом. Например, с 2008 года Азербайджан через Генерального секретаря ООН распространяет подготовленные международными экспертами юридические меморандумы, обосновывающие свою позицию по арцахскому вопросу, на которые Республика Армения так и не дала ответа.
Посредством этих меморандумов Азербайджан фактически предоставил международному сообществу приемлемый контекст по этому вопросу, в результате чего международное сообщество воспринимает нагорно-карабахский конфликт в более проазербайджанском свете. Понятно и обоснованно, что политическое руководство Армении отдает приоритет Минской группе ОБСЕ. С другой стороны, это не умаляет важности правовых инструментов, которые Армения просто обязана использовать для того, чтобы укрепить наши позиции и сделать аргументы более неуязвимыми в переговорном процессе в рамках той же Минской группы ОБСЕ.
Поэтому для Армении и Арцаха жизненно важно инициировать и запустить вышеупомянутые правовые процессы, которые предоставят нам серьезную правовую и политическую поддержку в вопросе предоставления международно-правовых и, по сути, политико-правовых санкций против Азербайджана. Очень важно, что существует почти идеальный консенсус среди армянского юридического и профессионального сообщества в инициировании вышеупомянутых юридических процессов, даже юристы с противоположными позициями единодушны в том, что по всем вышеупомянутым причинам необходимо инициировать судебное разбирательство против Азербайджана.
Промедление может иметь необратимые последствия.
Арман БАБАДЖАНЯН
Независимый депутат, представитель руководящего органа Партии «За Республику»