Один из самых известных приемов демагогической риторики — опровергнуть тезис известным отрицательным примером. Допустим, государство разрабатывает программу, направленную на борьбу с курением. Демагог, представляющий табачную промышленность, возражает против этих мер следующим “аргументом”: “Знаете ли вы, что в Третьем рейхе Гитлер также боролся с курением?”. С такой изощренностью вы можете дискредитировать любую идею — христианство, ислам, социализм, свободный рынок, что угодно. Потому что всегда найдутся люди или группы людей, которые объявили себя сторонниками той или иной идеи, но на самом деле не имели к ней никакого отношения или реализовали эту идею неверным, иногда криминальным путем. А у противников идеи всегда есть возможность воскликнуть: “Разве это не ваш такой-то?”.
Либеральная демократия, права человека, мультикультурализм и подобные ценности сильно пострадали в этот исторический период. Все эти идеи были дискредитированы, по крайней мере, в течение последних двух десятилетий, но они сильно пострадали от коронавируса, поскольку ограничения прав человека неизбежны в глобальной войне с инфекцией, и многие утверждают, что чем жестче ограничения, тем эффективнее борьба.
Последний (до сих пор последний) удар нанесла эта война. Это кажется “местным” для мира, но кажется иллюзией, что насилие в европейских городах — это также война, которую ведут те же силы, которые напали на Армению, и эта война будет продолжать расширяться.
Другой вопрос, что правительства европейских стран не хотят видеть эту войну. Они продолжают говорить о правах человека и “мирном сосуществовании” разных культур, но на самом деле эти вопросы не касаются европейских правителей. Для них это своего рода “мантра”, которую они повторяют, а наше духовенство иногда так же произносит “Отче наш” чисто механически, не вникая в ее смысл.
На самом деле, европейские правительства меньше заботятся о безопасности своих граждан (что является одним из основных прав человека), чем о продаже оружия и покупке нефти и газа. Они даже не осознают, что в той же войне противоположная националистическая сторона станет более влиятельной, угрожая законопослушным гражданам Турции и мусульманам в целом. Что это, как не удар по мультикультурализму?
Точно так же израильское правительство не особо обеспокоено вооруженным нападением на синагогу, поскольку нация и вера менее важны для него, чем “бизнес с дронами”. Так что сегодня сложно сказать, что у еврейского государства есть какие-то ценности.
Но сами ценности не “виновны” в дискредитации правительства. Варвары только возрадуются, если мы выступим против них. Я считаю, что мы должны быть для ценностей, как говорится, “друзьями в беде”.